СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
18.07.2024
16+
Культура

«Надеюсь, с «Монофестом» всё будет хорошо»

«Надеюсь, с «Монофестом» всё будет хорошо»
Сцена из спектакля Пермского театра кукол «Цветы для Элджернона». Фото: Архив Пермского отделения Союза театральных деятелей России
  1. Культура
Театрально-концертный сезон, которому так много внимания уделяет на своих страницах газета «Звезда», стоит на летней паузе. Тем не менее подготовка следующего сезона идет не только в театрах, филармонии и дворцах культуры, но и в Пермском отделении Союза театральных деятелей России (СТД). О том, какие проекты будут проходить по линии СТД в сезоне 2024/2025, мы поговорили с Сергеем Баракиным, заместителем председателя Пермского отделения Союза театральных деятелей РФ.

– Прежде всего, Сергей Александрович, многих интересует судьба «Монофеста» – фестиваля моноспектаклей, который состоялся весной 2023 года в десятый раз. «Монофест», известный далеко за пределами Пермского края, прошел во внеконкурсном формате, собрав в афише спектакли-лауреаты прошлых лет. Полтора месяца назад ушла из жизни Нина Соловей, арт-директор фестиваля моноспектаклей, и теперь стоит вопрос, что будет с ним дальше.

– Непростой вопрос. Нина инициировала его проведение в 2014 году, все эти годы была его идеологом, мотором и душой. Понятно, что равноценной замены ей нет. Будет другой человек – соответственно, что-то поменяется и в фестивале.

Мы заявили проект в минкульт. По предварительной информации нас поддержали. По плану фестиваль моноспектаклей должен пройти в ноябре, а вот кто займет пост его арт-директора, пока неизвестно.

Основной проект СТД – фестиваль-смотр премьер сезона «Театральная весна» – проходит в Пермском крае с 1948 года. Суть этой акции в том, что собираются независимые эксперты, ведущие российские критики и анализируют все, что было поставлено в театрах за сезон (это примерно 40-50 спектаклей). Для чего это нужно? Для того, чтобы театр понимал, что он сделал. В каждом творце есть внутренний червячок сомнений: правильно ли? Туда ли? Проект – есть попытка ответить на эти вопросы.

Наиболее интересные постановки критики рекомендуют на разные фестивали, в том числе в афишу «Волшебной кулисы», фестиваль, который Пермское отделение Союза театральных деятелей проводит раз в два года как заключительный этап «Театральной весны». Посмотрели около сотни спектаклей – десять-пятнадцать вошли в афишу «Кулисы». В последнее время сюда стали попадать постановки документальной направленности: «Место действия – Лысьва» Лысьвенского драматического театра (16+), «КУБ» театра «Доминанта» (16+) или экспериментального характера «Квадрат» Театра-Театра (16+).

По рекомендации критиков лучшие спектакли могут заявиться на самые интересные фестивали, как это произошло, например, с постановкой Пермского театра кукол «Цветы для Элджернона» (12+). По итогам работы экспертного совета Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» постановка вошла в лонг-лист Премии за сезон 2020/2021, а исполнитель главной роли Павел Дитятин удостоен Премии города Перми в сфере культуры и искусства. Другой пример – спектакль «КУБ» (16+) театра «Доминанта» из города Губахи Пермского края, получивший номинацию на «Золотую маску» по итогам сезона 2021/2022.

То есть «Театральная весна» – это большая селекционная работа, результаты которой влияют на весь театральный процесс региона в целом.

– Запланирован ли в этом году фестиваль-конкурс театральных капустников «Солёные уши» (16+)?

– Да, он пройдет в ноябре и будет посвящен 85-летию Пермского отделения Союза театральных деятелей России.

И все-таки фестивали – это видимая, где-то даже парадная работа СТД. А есть огромный пласт невидимой работы, о которой зритель не знает, и которая так необходима всем сотрудникам театра. Я говорю о социальной поддержке членов СТД – ветеранов сцены, инвалидов, многодетных и неполных семей. Так, в 2023 году 61 заявитель из Пермского края получил в качестве поддержки 2, 7 млн рублей.

В рамках специальной творческой поддержки каждый член СТД может заявить свой творческий проект и получить на него стипендию.

– Какие могут быть проекты?

– Любые: выставка, постановка, спектакль. Например, такую стипендию у нас получили артисты в Кудымкаре за работу с детьми. За постановку спектакля «Филиппок» (6+) стипендия была назначена актрисе Надежде Гапоненко, которая привлекла режиссера Дмитрия Заболотских.

Помимо этого есть Государственная стипендия Правительства Российской Федерации от СТД РФ для молодых деятелей культуры и искусства, работающих в регионах России. Ее, например, получил дирижер Иван Худяков-Веденяпин за исполнение музыкальных программ современных композиторов и режиссер Фёдор Федотов за подготовку оперы «Тоски» (18+) в Пермском театре оперы и балета.

– Расскажите про семинар творческой молодежи «Мастерская» и программу «Творческая командировка».

– Проект «Мастерская» существует с 2012 года и представляет собой образовательную программу, способствующую повышению художественного уровня спектаклей пермских театров и мастерства молодых актеров. На семинаре проходят мастер-классы по разным направлениям актерского мастерства, сценической речи и движения, вокала, а также показы эскизов спектаклей.

«Творческая командировка» – это возможность для победителей «Волшебной кулисы» посетить любой столичный театральный фестиваль за счет СТД – мы оплачиваем проезд и проживание в течение недели. А что такое большой фестиваль? Это включенность в большой театральный процесс, без которой не может быть выдающихся результатов. Семь пермяков ежегодно включаются в эту программу.

Так живет Пермское отделение СТД РФ в год своего 85-летия.