Избирательные комиссии
Если говорить официальным языком, а язык выборов по большей части именно таков, избирательная комиссия – это независимый коллегиальный орган, который формируется в соответствии с законом. Всего их насчитывается в Пермском крае порядка 1800. Мы, избиратели, обычно имеем дело с участковыми избирательными комиссиями (УИК), на которые приходим, чтобы опустить бюллетень в ящик для голосования. УИКов больше всего – 1743, они располагаются практически в каждой школе, доме культуры и тому подобном здании, чтобы быть в шаговой доступности от избирателей.
Работу УИКов курируют 50 ТИКов – территориальные избирательные комиссии вышестоящего уровня, которые обычно охватывают УИКи на территории округа или района Перми. В густонаселенной территории ТИКов может быть два, например, в Свердловском районе краевой столицы. На вершине системы избирательных комиссий в регионе стоит Избирательная комиссия Пермского края, которая в свою очередь подотчетна Центризбиркому – ЦИК РФ.
Каким бы ни был статус комиссии, ее состав формируется заново каждые пять лет. Всего в прикамских ТИКах и УИКах насчитывается 16 тысяч членов. Часть из них – председатель, заместитель, секретарь – работают на постоянной основе. Остальные включаются в процесс, когда приходит время организовать и провести на участке голосование. Они участвуют в избирательном процессе в статусе членов избиркома с правом решающего голоса – так их называют, потому что члены комиссии после подсчета голосов избирателей сами голосуют за решение утвердить итоги голосования и направить их для введения в федеральную систему ГАС-Выборы. В ней любой желающий может посмотреть распределение голосов по кандидатам на любом избирательном участке.
Важно отметить, что составы комиссий не только обновляются каждый пять лет, они еще и формируются разными партийными и общественными организациями. В Прикамье примерно две трети членов комиссий направлены региональными отделениями партий, чтобы от их имени следить за прозрачностью голосования и честностью подсчета голосов. Своих представителей в прикамские избиркомы делегировали «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, СРПЗП, «Новые люди», «Яблоко», «Родина», Партия пенсионеров за социальную справедливость.
– Избирательные правоотношения включают широкий круг субъектов, одни из которых организовывают выборы (избирательные комиссии), другие избираются (кандидаты), третьи осуществляют контроль за законностью избирательного процесса (наблюдатели и представители политических партий). Участие представителей ЛДПР в избирательных комиссиях важно для проведения честных и законных выборов. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы наши представители были во всех комиссиях, чтобы они могли контролировать ход избирательной кампании, голосование, процедуру подсчета голосов. Наряду с наблюдателями от партии они защищают наш результат, – говорит Олег Постников, руководитель фракции ЛДПР в Заксобрании Пермского края.
Еще примерно треть членов избиркомов – это представители общественных объединений и НКО, таких, как Профсоюз работников образования, Российские студенческие отряды, Всероссийское общество инвалидов, Совет ветеранов Пермского края и др. Их задача – следить за честностью проведения выборов так, как это делают представители партий, только от имени и в интересах всего общества, а не отдельно взятой политической организации.
– Я был включен в избирательную комиссию от краевого отделения Российских студенческих отрядов. Многие наши ребята тоже проявили инициативу, они члены УИКов и ТИКов. Они понимают, насколько важна задача организовать и провести открытые прозрачные выборы. Представители партий и общественных организаций в избиркомах, организуя в соответствии с законом и контролируя избирательные процессы, гарантируют доверие к результатам выборов, – считает Алексей Блюмин, начальник краевого Штаба студенческих отрядов и член Избирательной комиссии Пермского края. В этом году он был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за активное участие в подготовке и проведении общественно значимых мероприятий.
Если говорить о конкретном содержании работы избиркомов, то они организуют и обеспечивают подготовку выборов. Члены комиссий выдают избирателям бюллетени, выходят на надомное голосование, популярность которого выросла после расширения в коронавирусную пандемию оснований голосовать на дому и с ростом привычки получать товары и услуги, не выходя за дверь. В рамках проекта «ИнформУИК» члены комиссий информируют избирателей о дате и месте голосования, помогают подобрать наиболее подходящий избирателю способ проголосовать, обеспечивают сохранность бюллетеней при многодневном голосовании, считают голоса по окончании выборов, утверждают итоги голосования.
Кроме того, региональные и территориальные избирательные комиссии принимают и проверяют документы выдвинутых кандидатов и выносят решения о их регистрации. Напомним, в Пермском крае помимо выборов губернатора пройдут выборы депутатов восьми гордум. Состоятся дополнительные выборы депутатов в округе № 10 горнозаводской думы, в округе № 7 кизеловской думы и в округе № 9 лысьвенской думы. По решению крайизбиркома голосование на всех муниципальных кампаниях продлится три дня – 12, 13 и 14 сентября. Также избирателям, желающим принять участие в местных выборах, будет доступно дистанционное электронное голосование и голосование на дому. А вот проголосовать по месту пребывания в рамках сервиса «Мобильный избиратель» можно будет только на губернаторских выборах.
Ближе ко дню голосования обо всем этом вам в рамках проекта «ИнформУИК» подробно расскажут члены избиркомов, как они делали это накануне выборов президента России.
Земские выборы
В 2024 году избирательной системе Пермского края исполнилось 30 лет. Но это современная постсоветская история, а выборы в Прикамье проводились еще в позапрошлом XIX веке. Вот как это было.
Земские выборы в феврале-марте 1870 года были первыми выборами в истории нашего региона. Избирателей в Пермской губернии тогда насчитывалось 903 715 человек. Такую точную цифру кандидат исторических наук Сергей Плотников однажды привел в эфире программы «Пермия – земля дальняя» на радио «Эхо Перми». Это составляло 42 процента из почти двухмиллионного населения губернии.
Земства занимались делами местного хозяйства, устройством и содержанием зданий, сооружений и путей сообщения, мерами обеспечения народного продовольствия, благотворительными учреждениями, развитием местной торговли и промышленности, попечением о народном образовании, медицинской помощью населению. Именно они заложили в России основы всеобщего образования и здравоохранения.
О тех далеких от нас выборах можно узнать из выставки ПермГАСПИ, посвященной избирательной системе региона. Выборы в земские учреждения проводились по куриальной системе. Земские гласные (депутаты) избирались от уездных землевладельцев, городских и сельских обществ. Сами выборы проходили на съездах уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ.
На первых выборах 1870 года 99,76 процента избирателей – крестьяне из третьей курии. Избиратели первой и второй курии – уездные землевладельцы и горожане – составляли соответственно 0,07 и 0,17 процента избирателей, приводит цифры Сергей Плотников. При этом крестьяне делегировали в земства 128 гласных, а уездные землевладельцы – 129.
Пропорция, которая из нашего времени выглядит несправедливой, имела под собой обоснование. Такое компромиссное представительство помогало сбалансировать ситуацию, когда с одной стороны – мощная группа всевластных крупных землевладельцев и горнозаводчиков, а с другой – подавляющее большинство необразованных малоимущих крестьян.
Спецификой пермского земства в плане избирательной системы был сословный состав губернии с малым количеством дворян. Если для земств центральных губерний России была характерна резкая поляризация по линии «дворяне – крестьяне», то в Пермской губернии состав земств был более равномерным и демократичным, в него входили и купцы, и мещане.
В общем виде избирателями могли быть мужчины старше 25 лет. Они не должны были находиться под следствием или судом, не быть опороченными по суду или общественному приговору, а также не быть иностранным подданым. Состоятельные женщины, проходившие по условиям имущественного ценза, могли уполномочивать на участие в выборах своих родственников-мужчин.
Имущественный ценз предполагал, что чем больше ты платишь налогов, тем больше у тебя есть возможность участвовать в управлении. Это нацеливало систему выборов не на выявление воли большинства, а на формирование органов местной власти, состоящих из людей с опытом управления имуществом и финансами, торговыми и промышленными предприятиями. Надо сказать, что стоящие перед ними задачи земства решали достаточно эффективно, а пермское земство начало XX века было одно из самых развитых в России.