«Среди долины ровныя» (0+)
От него осталась только пара песен – зато каких! Известный поэт и переводчик Алексей Фёдорович Мерзляков (1778–1830) получил в Перми образование. Сюда его пригласил дядя, служивший правителем канцелярии при тогдашнем пермском губернаторе А. А. Волкове. Уже в школе юноша написал свое первое стихотворение «Ода на заключение мира со шведами» (0+), которое и представили губернатору. Каким-то образом текст дошел до Екатерины II. Государыня приказала напечатать оду и повелела, чтобы Мерзляков по окончании училища был отправлен в Москву на учебу.
Александр стал лучшим студентом Московского университета, позднее сам преподавал в этом учебном заведении, был деканом словесного отделения. У него учились Александр Грибоедов, Фёдор Тютчев, Петр Вяземский. Он был наставником Михаила Лермонтова. Позже его бабушка Елизавета Арсеньева сокрушалась: «Из-за этого он стал поэтом и попал в ссылку».
А. Ф. Мерзляков известен как автор песни «Чернобровый, черноокий» (0+) – визитной карточки хора им. Пятницкого. Но еще более популярна песня, считающаяся народной – «Среди долины ровныя», написанная экспромтом в 1810 году. В ней поэту удавалось проникнуть вглубь народной поэтики. Его стилизации русских песен, пожалуй, первыми в своем роде и стали предшественниками городского романса.
«Какое глубокое чувство, какая неизмеримая тоска в его песнях! Это не подделки под народный такт – нет: это живое, естественное излияние чувства, где все безыскусственно и естественно!» – писал о творчестве Мерзлякова Белинский. Сейчас тексты поэта включены в хрестоматии по литературному краеведению Прикамья. С 2001 года учреждена городская литературная премия им. А. Ф. Мерзлякова.
«Калинка-малинка» (0+)
Кто не слышал песню «Калинка-Малинка»? Оказывается, к этому народному шедевру причастна и Пермь. Ее автор композитор Иван Петрович Ларионов (1830–1889) родился в нашем городе в дворянской семье. Поступил в кадетское училище в Москве, там он – обладатель прекрасного тенора – пел в хоре, со временем стал его регентом. Свой хит он сочинил в 1860 году в возрасте 30 лет. В этом ему помогло то, что удавалось ездить по стране, кропотливо отбирая народные песни в свою коллекцию. Так накопилось свыше 400 фольклорных произведений.
«Калинку» впервые услышали в Саратове в спектакле, музыку к которому написал Ларионов, он же и исполнил ее на сцене. После организатор хора «Славянская капелла» Д. А. Агренёв-Славянский попросил Ивана Петровича передать эту песню в репертуар. Позднее руководитель хора писал с гастролей: «Темпераментных испанцев поразило наше исполнение, и сами песни тронули их до того, что вошли в моду в высшем обществе, распевались и на улицах».
Второе дыхание «Калинке» придало ее исполнение Краснознаменным ансамблем песни и пляски имени Александрова за рубежом в середине XX века. А также появление сценического танца на эту мелодию. Можно сказать, что «Калинка» стала символом России. В честь 150-летия песни в 2010 году на пермской Аллее доблести и славы появилась звезда Ивана Ларионова.
«Город на Каме» (0+)
Песня с таким название родилась в 1965 году. Ее написал композитор М. Камский на стихи Владимира Радкевича. В те годы она воспринималась как неофициальный гимн Перми – ее включали в праздничные концерты, ею иллюстрировали фильмы о городе.
Город на Каме, / Ты мне с раннего детства знаком. / Город на Каме / Под уральским сквозным ветерком. / Мне кварталы твои, / Мне проспекты твои, / Словно песня о первой любви.
Сейчас уже практически забытый пермский поэт Владимир Ильич Радкевич (1927–1987) посвятил Перми несколько циклов стихов. Экспертное мнение гласит, что Пермь Владимира Радкевича можно смело ставить в один ряд с такими явлениями, как «Рязань Сергея Есенина» или «Петербург Александра Блока». Раньше других он окунулся в древнюю историю территории, посвящая стихи вогульским набегам и Стефану Великопермскому.
Владимир Ильич был эвакуирован в Пермь во время войны и остался здесь на всю жизнь. Закончил историко-филологический факультет Пермского университета, работал корреспондентом на радио, литсотрудником в пермских газетах. Первый сборник стихов «Добрый путь» (6+) опубликовал в 1951 году, в 1959 году стал членом Союза писателей.
В наше время стихи поэта положил на музыку пермский композитор Петр Куличкин. Презентация поэмы для хора и оркестра «Камский мост» (12+) состоялась в 2021 году силами академического хора «Млада» и камерного симфонического оркестра «Орфей».
«Крылатые качели» (0+)
Песню из фильма «Приключения Электроника» (0+) любят и поют дети разных поколений. Запомнить имя ее автора очень легко – его фамилия созвучна названию песни. Евгений Павлович Крылатов (1934–2019), народный артист Российской Федерации, родился в Лысьве, музыкальное образование получил в Перми. В Московской консерватории учился вместе с Альфредом Шнитке сразу на двух отделениях: композиторском и по классу фортепиано. Его дипломной работой стал балет «Цветик-семицветик» (0+), который в 1965 году был поставлен в Большом театре.
Популярность композитору принесло сотрудничество с кинематографистами: он – автор музыки к фильмам «И это все о нем» (16+), «Достояние республики» (12+), «Гостья из будущего» (6+), «Чародеи» (0+), к мультфильмам «Умка» (0+), «Дед Мороз и лето» (0+). А началось все с шедевра – «Колыбельная медведицы» (0+), написанной в 1969 году.
Всего Крылатов сопроводил музыкой 120 фильмов разных жанров. Евгений Павлович сотрудничал с лучшими поэтами страны: Евгением Евтушенко, Беллой Ахмадулиной, Робертом Рождественским, Леонидом Дербенёвым, Михаилом Пляцковским, Юрием Энтиным. Пермь Е. П. Крылатов называл своим родным городом и часто приезжал на творческие встречи, организовывал фестивали. Его именем названа музыкальная школа № 2, он – лауреат Строгановской премии и почетный гражданин Пермской области.
«Прохор Митрич» (18+)
Одну из популярных песен русского шансона написал пермяк Сергей Борисович Наговицын (1968–1999), один из тех, кто начинал новую постсоветскую историю этого жанра. К блатной песне
Сергей пришел не сразу, а вслед за своим увлечением творчеством Владимира Высоцкого, Александра Розенбаума, Аркадия Северного, Александра Новикова. Это было во время учебы в Пермском медицинском институте, который он так и не окончил.
В армии Наговицын создал свой первый коллектив – группу «Эксперимент» и написал 69 песен. Музыкальное творчество Сергей продолжил в самодеятельной рок-группе «Шлейф» на предприятии «Уралгазсервис». В 1991 году записал свой первый альбом «Полная луна» (18+). В 1996 году после выхода альбома «Дори-Дори» (18+) начинается всероссийский успех Наговицына. «Этап» (18+), «Приговор» (18+), «Разбитая судьба» (18+) – это названия «тюремных» альбомов Сергея Наговицына. И у них – миллионы просмотров на видеохостингах, тысячи исполнений в клубах и ресторанах.
Песню «Прохор Митрич», посвященную судьбе ветерана Великой Отечественной войны, на своих концертах исполняет популярная певица Елена Ваенга, песни Наговицына поют Стас Пьеха, Наталья Громушкина, профессионалы и любители. Как и большинство исполнителей этого жанра, в тюрьме Наговицын никогда не сидел, а песни на эту тему писал длинными балладами, чтобы, по его словам, у человека было время на размышление. Если вы услышите бесхитростный припев: «Золоткой упала с неба звезда / – Что, не загадала? / – Нет. / – Ну, как всегда! / Ты меня, конечно, не извинишь. / А может, все сначала? / Ну, что ты молчишь? – так это тоже песня Сергея Наговицына.
В Перми память об исполнителе, рано ушедшем из жизни из-за сердечного приступа, увековечили муралом на доме № 17 по улице Крисанова – рядом с домом, где жил исполнитель. Инициатором выступила вдова Сергея, изготовление граффити профинансировали поклонники творчества Наговицына.
«Ту-ту, на-на-на» (16+)
Эта песня, несмотря на бессмысленное название, стала лауреатом телевизионного фестиваля «Песня года» в 1998 году. Ее исполнил популярный в то время кабаре-дуэт «Академия». Но на просторах интернета ее исполняет сам автор – Сергей Русских. Пермяк – автор многих хитов российской эстрады. В начале 90-х годов перебрался в Москву. До этого в родном городе окончил хоровую школу мальчиков. За звонкий дискант и проникновенность исполнения в детстве его сравнивали со знаменитым итальянским тенором-подростком Робертино Лоретти.
Потом были институт культуры, гитара и баян, служба в армии. Сергей еще в юности сочинял рок-оперы, в Перми пел вместе с несколькими популярными группами, свой дебютный альбом «Ельники» (16+) написал в стиле поп-фолк. Его песни входят в репертуар Валерия Сюткина, Александра Маршала, Алёны Апиной, Любови Успенской, группы «Дюна», звучат в фильмах и сериалах.
С 2001 года исполнитель выступает под псевдонимом Сергей Север. Поэт, композитор, продюсер, автор двадцати альбомов и пяти сотен песен нашел себя в жанре русского шансона. Что не мешает ему быть приверженцем теософии и эзотерики, которые он изучает по книгам Рериха, Блаватской, Гурджиева. В качестве продюсера является организатором крупных правительственных и государственных праздников, в том числе президентской новогодней елки на Красной площади.
«Танец на троих» (18+)
Пермь не заявила о себя в русском роке, расцвет которого пришелся на 80–90-е годы. Не сравнить с Екатеринбургом – где и «Наутилус Помпилиус», и «Чайф», и «Агата Кристи», и «Смысловые галлюцинации». Не было у нас ни Ильи Кормильцева, ни Александра Пантыкина – законодателей отечественного рока. Но в 90-е годы у пермской молодежи имелись свои рок-кумиры. Один из них – Женя Чичерин.
Евгений Чичерин (1972–1999) – Чича, хиппи, неформал, митёк – главный герой андеграундной Перми, автор нескольких песен, навсегда сохранившихся в музыкальной памяти города. О его приключениях рассказывали легенды. Как на концерте группы «Ноль» отключилось электричество, и, пока его чинили, на сцену вылез парень с акустической гитарой и своим пением «убрал всех».
Результатом короткой творческой жизни Чичерина стал единственный диск «Хмели-Сунели» (18+) с лучшими песнями Жени. Здесь есть и регги, и ирландский след, и русская песенная традиция, а в стихах – протест, в том числе и против засилья пошлости на музыкальной эстраде. Евгения Чичерина вспоминают те, кто принял его мир, наполненный призраками 90-х, а музыканты продолжают петь «Танец на троих» и другие песни Чичерина, ушедшего в небытие по собственной воле в возрасте 26 лет.
И каждый станет тем, / Кем быть давно хотел, / А горе от ума, / А в море нету дна. / Жрецы и колдуны / Нас будут превращать, / И в каждое из тел / Поселится душа. (песня «Пикник» 12+).
«Мой Пермский край» (0+)
Первый официальный гимн Пермского края был утвержден на заседании Законодательного собрания в 2017 году. Но песня родилась гораздо раньше – в 2003-м. Она стала заключительной точкой молодежного марафона под названием «Мой Пермский край», посвященного объединению двух субъектов Федерации – Пермской области и Коми-пермяцкого округа. Заказ на песню был срочным, ее сочинили буквально за неделю. Слова, музыка, аранжировка, запись и сведение принадлежали Сергею Иванову, солировала Елена Зорина-Новосёлова, бэк-вокал исполнила группа «Поющие в терновнике», продюсером выступил Олег Новосёлов.
Автор песни Сергей Иванов родился в Кунгуре в 1975 году, окончил Пермский институт культуры. В момент создания пермского гимна работал главным звукорежиссером на ВГТРК «Россия-Пермь». Сейчас Сергей возглавляет продюсерский центр «Ivanov production». Он – композитор и аранжировщик, автор музыки к балетам, фильмам, театральным постановкам, автор курсов по саунд-дизайну и электронной композиции.
Иванову подвластно все – джаз-рок и прогрессивный рок, кельтская музыка, традиционный блюз, фьюжн, латин, авторская песня. По словам Сергея, мелодия, которая используется в гимне, родилась у него еще в 1994 году, когда он лежал в армейском госпитале. Изначально песня была задумана как гимн любви, потому и несет в себе такой энергетический посыл.
Композиция «Мой Пермский край» быстро ушла в народ, сейчас существует масса ее аранжировок и исполнений. Решение о признании песни гимном Пермского края подтвердило, что позитивная светлая песня о любви к малой родине не зря заняла свое место в сердцах прикамцев и пермской истории.
Сотни лет солнца свет / Согревает надеждой и теплом / Наш родной Пермский край, / Многолетней истории том. / Мой Пермский край! / У нас с тобой все впереди! / Судьбой дано / Нам вместе за руку идти.
«Танго с коровами» (18+)
Богатство древней истории Пермского края в современном стиле интерпретирует Игорь Машуков – российский композитор и музыкальный педагог. А началось все в 2005 году, когда он написал пьесу «В пермском зверином стиле» (16+), интеллектуально переосмыслив мифологическое триединство, в котором есть символы из верхнего, среднего и нижнего миров. Эту образность композитор распределил между верхними, средними и нижними октавами фортепиано, на концерте пианистки исполняют композицию втроем на одном инструменте.
В современной музыке допустимо всё – любые звуки, любые предметы в качестве инструментов. Игорь сосредоточился на пермских мифах: «Кама – бог любви», «Молёбка», «Серебряное копытце». Потом обратился к коми-пермяцкому народному инструменту пыляны. К 300-летию любимого города Машуков написал оперу-дефиле «Танго с коровами» по одноименной поэме своего земляка Василия Каменского.
«Железобетонная поэма» (18+), вышедшая в 1914 году, была вызывающе написана и соответствующе оформлена в виде книжки.
Я хочу один – один плясать / Танго с коровами / И перекидывать мосты – / От слез / Бычачьей ревности / До слез / Пунцовой девушки.
В музыкальный пласт оперы композитор включил известные мотивы начала XX века – городские песни типа «Мурки» (18+) и «Маруся отравилась» (18+). Кроме исполнителей, в ней солируют бухгалтерские счеты и двуручная деревенская пила. По своей сути проект футуристичен – под стать тексту поэта-авангардиста. Премьера состоялась на нескольких площадках Перми, а также была представлена во многих городах страны.
Игорь Евгеньевич Машуков родился в 1959 году, живет в Перми. Он – автор гимна института культуры и искусства (6+) и гимна «Мотовилихинских заводов» (6+). А также бессменный руководитель Пермского отделения Союза композиторов, создатель и художественный руководитель Международного фестиваля современной музыки в Перми «Sound 59» (16+), с 2003 года сотрудничает с Московским ансамблем современной музыки. В 2021 году Машуков стал лауреатом премии им. Д. Д. Шостаковича. Сейчас он – доцент кафедры теории и истории музыки Пермского института культуры.
«Ничего не бойся, ничего не жди» (12+)
Его первое выступление с сольной концертной программой состоялось в студенческом дворце культуры классического университета. На афишах значился звучный сценический псевдоним – Григорий Данской. С того времени и берет отчет популярность университетского барда. Он с легкостью завоевывал всевозможные титулы на фестивалях авторской песни «Звезда русской провинции» (16+), «Гамбургский счет» (16+), «Московские окна» (16+), «Петербургский аккорд» (16+).
Григорий Геннадьевич Попов родился в рабочем городе Чусовом в 1970 году, учился играть на домре и занимался в ансамбле народных инструментов. Гитару осваивал самостоятельно. Позже окончил филфак ПГУ. Публиковал стихи в журналах «Урал» (16+) и «Уральская новь» (16+). Под псевдонимом, который он взял в память о предках – донских казаках, выступает на сцене с 1994 года.
Ничего не бойся. Лучшего не жди. / Даже если сгинешь, испаришься, как вода, / все равно останутся июльские дожди, / мокрые вокзалы, голубые поезда. / Ты уже не скорый. И не молодой. / Кто же тебя гонит так по кругу бытия? / Разменять не можешь свой последний золотой? / Все не отпускает тебя молодость твоя.
Григорий Данской часто выступает на фестивалях, в том числе и за рубежом для русскоязычной публики, в клубах и небольших залах. Но только в Перми он стопроцентно культовый персонаж. Сложные многогранные стихи, виртуозная игра на гитаре – это, пожалуй, очень по-пермски. Григорий Данской часто выступает совместно с группой «Пятый корпус».
«Стихи Чердыни Великой» (16+)
Музыкально-драматический цикл «Стихи Чердыни Великой» – крупное произведение пермского композитора Игоря Ануфриева, написанное для сопрано, чтецов и мужского вокального квартета. В основе цикла лежат подлинные тексты и напевы народных духовных стихов, собранных автором в Чердынском районе Пермского края в 80-е годы.
Этот жанр получил распространение в XVII века среди старообрядческого населения Прикамья. В них пересказываются библейские сюжеты, содержатся размышления о душе, жизни и смерти. Также в композицию включена духовная поэзия выдающегося ученого и мыслителя Сергея Аверинцев, святоотеческие тексты, присутствуют звуки живой природы, которые также являются частью музыки. Произведение в исполнении «Хорус-квартета» неоднократно представляли в России и за рубежом.
Игорь Владимирович Ануфриев родился в 1959 году в Перми. Окончил Пермское музыкальное училище и Московский государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по специальности «композиция». В 1995 году при Пермском отделении Сою за композиторов создал первую в России и Европе Детскую школу композиции. В 1988 году за балет «Холодное сердце» (12+) по сказке Вильгельма Гауфа ему присуждена премия Союза композиторов России имени Д. Д. Шостаковича. В этом же году Игорь Владимирович был рукоположен в сан диакона.
В дальнейшем, уже как духовное лицо, он был директором Пермского регентского училища, проректором Пермской духовной семинарии. В настоящее время отец Игорь – настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца в Перми, духовник Пермской духовной семинарии.