Очередной год без садиков: самый «дешевый» строитель – не самый надежный

22 ноября, 23:47


Лилия Ширяева,
колумнист

При мысли о пополнении в семье каждая мама задумывается о новом жилье. И на выбор новой квартиры, помимо прочего, влияет то, чтобы рядом были садик и школа. А кто обязан запланировать их и построить рядом с новым жилым микрорайоном? Как правило, органы власти.

В 2020 году за счет бюджетных средств в Прикамье построено семь детских садов: в Лысьве и Краснокамске, в Пермском и Суксунском районах и в ряде других муниципалитетов. Еще десять дошкольных учреждений на стадии строительства: большие, от 150 до 360 мест, – в Перми и Березниках, в Пермском районе, в Юрле, в Очёре – и поменьше – в ряде деревень и сёл. Сроки завершения строек всё время сдвигаются.

И это, к сожалению, типичная беда Пермского края. Так, в 2019 году в регионе из десяти объектов отрасли образования (детсадов и школ) всего только два были введены в эксплуатацию в первоначально запланированные даты. Как правило, прогуливаясь мимо таких вялотекущих строек, в обычный день мы наблюдаем там «полтора землекопа».

Можно винить в этом власти. Однако вроде бы как раз со стороны властей всё, что нужно, делается. Я проверяла: конкурсы проведены, договоры с подрядчиками заключены, деньги на оплату работ есть.

Вот, к примеру, самый большой садик (на 360 мест) строится в микрорайоне Парковом краевого центра. Он там давно требуется, поскольку это огромный спальный микрорайон, еще застраивающийся и застраивающийся. И существующие детсады давно переполнены.

Готовность его сейчас – около 70 процентов. К концу года он, скорее всего, не будет сдан. Ждем завершения строительства хотя бы в первом квартале 2021 года.

Конечно, проблемы, как правило, в подрядчике. Кто же это такой – подрядчик? Почему он не строит или не хочет строить вовремя?

Подрядчик – работник строительной компании. Возможно, это ваш сосед по дому или родитель одноклассника вашего ребенка. И вполне возможно, не строит он «не со зла» и «не специально». Быть может, много рабочих сейчас пребывает на больничном и некому заливать бетон и класть кирпич.

Не исключено, что директор строительной компании не рассчитал бизнес-план стройки и во время случившегося кассового разрыва не на что закупить плитку или краску. Или взялись строить сразу несколько объектов, а сил своих не рассчитали. И подобных причин может быть масса.

А в это время наши дети терпят неудобства. И некоторые мамы не могут выйти на работу, пока ребенку не дадут место в яслях.

Конечно, можно и нужно предъявить такому нерасторопному строителю штрафы и пени. Но не исключено, на мой взгляд, что в этом случае ситуация даже усугубится. Если у него на саму стройку денег нет, то откуда возьмутся «лишние» финансы на уплату по санкциям? Подаст на банкротство и вообще не достроит наш долгожданный «дворец детства»…

Так что остается нам набраться терпения, «войти в положение» и еще немного как-нибудь, так сказать, «перекантоваться». Да-да, будем ждать и надеяться, что уж в 2021 году эти самые подрядчики достроят так нужные нашим детям новые красивые корпуса.

Что интересно: если строятся частные объекты за счет небюджетных средств – то нерадостные картины с затягиванием ввода в эксплуатацию, по моим наблюдениям, случаются реже. Это, к примеру, детские сады в микрорайоне Ива краевого центра и в квартале «Гулливер». Или восхититесь скоростью возведения нескольких строящихся сейчас огромных торгово-развлекательно-многофункциональных центров!..

И напрашивается вывод, что искать источники проблем с бюджетными объектами надо прежде всего в проектной документации и в условиях конкурса, когда побеждает самый «дешевый» строитель, а не самый надежный. А это уже зона ответственности госзаказчиков.