На встрече со зрителями и участниками фестиваля современной визуальной культуры Panicomix в Перми Всеволод Кузнецов раскрыл некоторые секреты закадровой кухни, поделился мыслями о том, сможет ли ИИ заменить актеров и почему лицедейство несовместимо с блогерством. Официальный голос звезд Голливуда – Брэда Питта, Уилла Смита, Джонни Деппа, Антонио Бандераса, Рэйфа Файнса, Тома Круза, Киану Ривза и многих других – совершенно очаровал пермских косплееров, которые выстроились во внушительную очередь, чтобы задать ему вопросы. Корреспондент «Звезды» записал самые интересные из них и ответы столичного гостя.
«Сидят четверо, пялятся в черный квадрат»
Как озвучивают фильмы?
– Раньше практически все блокбастеры, такие, допустим, как фильмы Кристофера Нолана, озвучивались втемную. Если не ошибаюсь, в 2008 году было: с монтажного стола украли фильм «Росомаха». После этого голливудские студии очень сильно начали защищать свои ленты.
Процесс озвучания выглядел так: огромный черный экран, и только когда раздается голос, на нем появляется квадратик, в котором видны одни губы.
Сложно было работать всем студиям, которые локализовывали фильмы на другие языки. Когда не понимаешь контекста, приходится писать много дублей. Представьте себе картину. Заходит кто-то в зал на «Мосфильм», сидят четыре человека, пялятся в черный квадрат. Их спрашивают: «Вы что делаете?» Отвечают: «Мы озвучиваем кино».
Сейчас блокбастеров у нас нету. Так что мы работаем нормально – с открытой картинкой.

Как именно режиссер дублежа понимает, какой голос подходит персонажу? Как отбирают актеров для озвучки и как вы стали голосом Волан-де-Морта?
– При озвучании блокбастеров всегда проводились пробы для компании-создателя. Например, во франшизе о Гарри Поттере на все роли –даже на маленькие эпизоды, где у персонажей по три реплики, например, мамы и папы Гарри – пробовали по три человека. Мы записывали голоса, отсылали компании-производителю, и там уже выбирали – у них для этого был и есть такой специальный человек по имени Рэй Гиллон. Он замечательный профессионал, полиглот, работает в Лондоне. Гиллон прослушивает все записи и либо одобряет, либо оставляет на усмотрение режиссера, либо просит перепробовать.
Так вышло и с Волан-де-Мортом. Первую тройку отправили, нам ее завернули, потом вторую, третью. Смотрю: артисты подходящие заканчиваются, в четвертой тройке отправляю уже свои пробы, и вдруг Рэй пишет, что мистер Кузнецов – самый близкий к персонажу голос. Пришлось озвучивать.
Когда дело не касается блокбастеров, у режиссера обычно есть в голове некий свой кастинг. Он подбирает артистов, исходя уже из своего видения фильма.
«Упал сценарий – сядь на него попой»
В театральной среде есть такой обычай: если на репетиции упал сценарий, то его нельзя поднимать, сначала нужно на него сесть. Сталкивались ли вы с подобными ритуалами?
– Естественно, если у артиста падает с пюпитра текст на озвучании, всё происходит так же, как и в театре: все срочно падают на колени или садятся на него попами и только потом сценарий поднимают.
Какой самый странный или нелепый звук вам приходилось издавать на записи?
– Я не очень люблю, когда при озвучивании компьютерных игр приходится издавать разные звуки. Причем я не понимаю, почему нельзя взять из оригинальной версии звук, когда герой, допустим, падает или умирает.
А вообще при озвучании часто работают довольно противоестественные штуки. Например, сцена драки. Люди бегут, запыхались, дышат тяжело. Потом ставишь этот звук на сцену 18+ – и все работает. Такое чувство, что люди не бежали, а радовали друг друга. Главное – какую картинку поставишь.
«Не надо бросать артиста, если его герой падает с крыши»
Случается ли, когда вам не удается изобразить какой-то звук?
– Не могу свистеть, поэтому во всех моих фильмах за меня свистят другие.
Некоторые звукорежиссеры на «Мосфильме» очень любят задействовать при работе штанги, гантели и прочее – чтобы все было максимально естественно. Но на самом деле, если человек потягал штангу, потом ему сложно войти в процесс. Не надо бросать артиста, если его герой падает с крыши. Не надо Отелло душить Дездемону, иначе мы так артисток не наберем.
Профессия актера озвучания заключается в том, чтобы повторить звуки без вспомогательных элементов. А если какой-то звук не удается, есть артисты, которые это умеют и сделают это лучше.
Приходилось ли вам осваивать какие-то новые для себя навыки в процессе работы?
– Я усвоил, как укладывать текст. Есть такая специальность – укладчик текста, или автор синхронного текста. Это тот человек, который после переводчика адаптирует текст к артикуляции. Поэтому в большинстве фильмов, в которых я выступаю как режиссер дубляжа, я также сам занимаюсь текстом.

«Слово «пупсик» – моя пасхалочка»
В каждой роли у вас, наверно, есть какие-то любимые фразы. Есть ли такие, которые вы используете в жизни?
– Скорее всего, какие-то выражения из реальной жизни перетекают в фильмы. И я давным-давно придумал себе такую роспись. Например, слово «пупсик», которое произносит Кот в сапогах. Это моя пасхалочка во многих фильмах. Дело в том, что английское слово baby по артикуляции соответствует именно слову «пупсик». Так что, если слышите «пупсик», можете процентов на 80 % быть уверены, что этот дубляж происходил при моём участии. Потому что потом многие другие стали ее тоже использовать.
Еще я горжусь тем, что придумал, как адаптировать фразу Oh my God. Если ты говоришь «О, Боже мой!», по-русски это звучит неорганично. Для меня стало откровением, что это выражение можно заменить словом «обалдеть». Или «офигеть».
Ещё было дело, вставил в фильм фразу своего тестя «Иди ты в попу носом». Посмотрел он этот фильм, а потом говорит мне: «Я понял, что это ты делал». К сожалению, этой весной его не стало. Но фразы его живут, и это прекрасно.
Ждете ли вы новой интерпретации «Гарри Поттера»? («Фу-у-у-у», – дружно раздается в зале». – Прим. авт.)
– А почему вы боитесь ее? Существует большое количество экранизированных «Гамлетов», и каждый из них прекрасен по-своему – и с Мэлом Гибсоном, и со Смоктуновским. Вдруг какой-то персонаж в новой версии «Поттера» получится лучше прежнего? Поэтому надо дать шанс. Не получится, так не получится. Мы-то свое дело уже сделали.
Почему актер не может быть блогером
Вы против пиратства. Будете ли запрещать пиратскую озвучку, имитированную под ваш голос?
– Нейросеть невозможно обучить так, чтобы она говорила, как я. Она не умеет думать. Если научить ИИ это делать, он первым делом посмотрит «Терминатор 2: Восстание машин» и прочее подобное и попытается избавиться от людей как от конкурирующего вида на Земле.
Воздействие на зрителя прячется не в словах и не в голосе. Оно прячется в умении воздействовать на определённые точки в мозге. Все это достигается разными путями и техникой. Есть артисты, которые не умеют думать за камерой, – их голоса легко подделать. Ведьмак и другие персонажи ценны тем, что они умеют думать. Поэтому когда мне присылают рекламу, где сымитирован мой голос, сразу становится слышно, что это говорит машина.
В пиратской продукции я не буду участвовать. С другой стороны скажу, что санкции на озвучание, недопущение каких-то фильмов – это страшная глупость со стороны западных киностудий. Но в любом случае в какой-то момент глупость закончится – она не может длиться вечно.

Раньше мы не видели лиц актеров озвучания. Насколько изменилась жизнь с появлением блогерства среди них?
– Я считаю, что и не надо их видеть. Чем меньше люди знают об артисте, о том, как создается то или иное произведение, тем лучше для произведения.
Когда я наблюдаю в соцсетях, как артистка ест, занимается спортом, плавает в бассейне, где и я плаваю, она мне становится неинтересна – как зрителю, как режиссеру. В ней нет никакой тайны.
Зритель должен воспринимать только роль, образ – тогда это воздействует и запоминается.
Знакомы ли вы лично с актерами, которых дублировали?
– Нет, не знаком. Меня несколько раз звали знакомиться с Томом Крузом, но так как это было НТВ, я представил, что возможна подстава, потому что представляете – Том Круз (Рукой показывает рост небольшого человека. – Прим. авт.) и я? (Смеется. – Прим. авт.)
Шапочно мы познакомились с Рэйфом Файнсом. Ну как познакомились? Обменялись несколькими фразами. Хотелось бы, конечно, попить какие-нибудь напитки с Томом Крузом, поговорить с ним за жизнь. Или с Котом в сапогах. Или посидеть с Геральтом на рыбалке. Почему нет? (Смеется. – Прим. авт.)
Спасибо большое, что вы приехали к нам в Пермь. Как вам город?
– Вчера вечером я прогулялся по набережной Перми и должен сказать, что мне очень понравилось. Прекрасный ландшафтный дизайн и замечательные люди с открытыми лицами, которые гуляли, оркестр играл в амфитеатре. Этим местом стоит гордиться и восхищаться.
На вашем голосе выросло не одно поколение. Какой совет вы можете дать своим поклонникам?
– Смотрите не только фильмы, но и слушайте аудиокниги, которые я озвучивал. Там тоже много интересного!