СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
22.12.2024
16+
Архив

Федотов взялся за горячее: 28-31 марта театр оперы и балета покажет «Тоску» Пуччини

Федотов взялся за горячее: 28-31 марта театр оперы и балета покажет «Тоску» Пуччини
Впервые «Тоска» прозвучала в Пермском театре оперы и балета более ста лет назад

На сцене Пермского театра оперы и балета 28-31 марта состоится серия премьерных показов оперы «Тоска» Джакомо Пуччини (18+) в постановке Фёдора Федотова и дирижера Тимура Зангиева.

Впервые «Тоска» прозвучала в Пермском театре оперы и балета более ста лет назад, в сезоне 1921-1922 годов. Это был гастрольный антрепризный спектакль. Силами театра «Тоску» представили 31 января 1945 года под управлением дирижера Михаила Карпова. В 1962-м ее поставили режиссер Иосиф Келлер и дирижер Александр Шморгонер, а в 1981-м – режиссер Леонид Куколев и дирижер Владимир Рылов.

Современность

Сегодня опера Пуччини возвращается в режиссуре двадцатипятилетнего Фёдора Федотова, который уже поставил в Пермском оперном «Реку Керлью» Бенджамина Бриттена (2022) (18+) и «Похмелье» Георгия Фёдорова (2023, мировая премьера) (18+). Оба спектакля вошли в лонг-листы премии «Золотая Маска» (18+).

Сделать драматургию «Тос­ки» зримой и материальной, работая максимально близко к первоисточнику, – так обозначил задачу спектакля режиссер, выпускающий свою первую постановку на большой оперной сцене в тандеме с дирижером Тимуром Зангие­вым и художницей Ларисой Ломакиной.

– Музыка Пуччини – материал настолько горячий, что ему требуется отстранение. Чем холоднее и формальнее ты с ним работаешь, тем более объемно он раскрывается, и видеосъемка в реальном времени как раз подходит для подобных целей лучше всего. К тому же в случае «Тоски», как мне кажется, девяносто процентов успеха спектак­ля – это умение хорошо рассказать историю, а нарратив в наши дни – прерогатива прежде всего экранных видов искусств. Тем более что партитура Пуччини написана как идеальный режиссерский сценарий, по которому так и хочется снять кино, – отметил Зангиев.

Неслучайно новые фильмы-оперы, снятые по «Тоске», появляются каждые десять-двадцать лет и бьют все мыслимые и немыслимые рекорды по просмотрам и сборам. Ну и, пожалуй, самое важное для авторов: желание добиться психологической достоверности происходящего на сцене почти всегда входит в конфликт с гиперболизацией художественного жеста, который в принципе присущ музыкальному театру. Видео помогает разрешить это важнейшее противоречие оперного жанра.

Метаморфозы

Первое, что угадывается в сценографическом решении премьерной «Тоски», это архитектура римского Замка Святого Ангела. Его история оказалась важна для художника-постановщика Ларисы Ломакиной:

– В работе над «Тоской» для меня всегда были принципиальны два обстоятельства: то, что нам документально точно известно, когда и где происходят события третьего акта оперы Пуччини, и то, что это реально существующее пространство на протяжении веков пережило ряд метаморфоз.

Изначально римский Castel Sant’Angelo был выстроен во II веке как гробница для римских императоров. В эпоху Возрождения он был реконструирован и на протяжении долгого времени использовался в качестве тюрьмы, а сегодня работает как музей. Авторы оперы, по сути, цитируют архитектуру Замка Святого Ангела и используют те материалы и фактуры, с которыми он ассоциируется по сей день. Это большие светлые камни, древнеримский кирпич плинфу. Пространство спектакля симультанно: меняются его функции, детали интерьеров, по-своему расставляются акценты, но архитектура, с которой мы встречаемся в первом акте, остается неизменной вплоть до финала.

Заглавную партию в премьерной «Тоске» исполнят Зарина Абаева и Анжелика Минасова, партию Каварадосси – Борис Рудак и Дмит­рий Шабетя, партию Скарпиа – Энхбат Тувшинжаргал и Александр Краснов, партию Анджелотти – Рауф Тимергазин и Тимофей Павленко.

 

Наталья Земскова

Фото: пресс-служба Пермского театра оперы и балета