На «Сцене-Молот» Пермского академического Театра-Театра прошла премьерная серия музыкальной комедии «О том, как Сергей Сергеевич прославиться хотел» (16+), поставленной Борисом Мильграмом по мотивам пьесы Николая Коляды «Баба Шанель».
Помните эту знаменитую пьесу про вокальный ансамбль пенсионерок 70-90 лет, которые борются за место под солнцем в местном ДК, ставшем смыслом их жизни? Пьеса, в которой кто только из знаменитостей не играл, триумфально шествовала по лучшим сценам страны и за её пределами, начиная с 2010 года, да и сейчас периодически всплывает на театральной карте как оптимальный вариант трудоустройства возрастных актрис, причём одновременно пятерых.
Авторы либретто Александр Пантыкин и Татьяна Ширяева создали свою версию «Бабы Шанели», и вот уже ансамбль «Наитие» под руководством амбициозного неудачника Сергея Сергеевича грезит о выступлении на Евровидении, а для этого требуется сущая малость – подобрать репертуар, ну и, конечно, найти солистку. Участницам ансамбля солистка даром не нужна, но это – непременное условие директора ДК, который согласился профинансировать поездку коллектива в Москву на отборочный тур.
Сам факт того, что Сергея Сергеевича играет неподражаемый Альберт Макаров (которого, прямо скажем, не очень-то балуют в театре характерными ролями), гарантирует стопроцентный успех спектакля, на который уже не попасть. Когда Макаров бойко и несколько криво выскакивает к «девчулям» из «Наития», как чёрт из табакерки, малая сцена начинает буквально потрескивать и искрить от зашкаливающей макаровской энергетики (которой, кстати, вполне бы хватило и на большую сцену). Деятельность Сергея Сергеича заключается в том, что он бегает по ДК, уносится в евровиденские эмпирии, даёт указание всем немедленно репетировать, регулярно впадает в истерику, падает духом, не падает духом, в стратегических целях пытается охмурить директорскую секретаршу и совершает массу других активных и в целом бесполезных действий. Словом, нам предложен грандиозный моноспектакль ведущего актёра ТТ, аккуратно вставленный в ткань постановки.
Кое-где эта ткань чуть топорщится, как только что сшитый пиджак Сергей Сергеича, неловко застёгнутый на одну пуговицу, временами, бывает, трещит, но это придаёт спектаклю, чей жанр очень близок к жанру капустника, необходимые обаяние и шарм.
Почему капустник? Потому что вокалистки преклонного возраста, гротескно сыгранные Татьяной Виноградовой, Евгенией Барашковой, Натальей Макаровой, Еленой Старостиной и Татьяной Синёвой, всё время стремятся на сцену. Ведь если эту сцену у них отобрать, они просто умрут. И, кстати, их пение, где лирическое не уступает пародийно-комическому и трагикомическому – значительная часть спектакля, который проскакивает на одном дыхании, как всякий талантливо поставленный капустник.
Роль неудавшейся солистки ансамбля и секретарши директора ДК блестяще исполнила Мария Полыгалова, восходящая звезда Театра-Театра. Ещё пару сезонов назад эта актриса считалась мастером эпизода и специфических ролей второго плана, которые всегда запоминались. И вот пожалуйста – главная женская роль.
Полыгалова-секретарша только-только появляется, стуча пальчиками по клавишам своей пишущей машинки, высоко держа ухоженную головку и хлопая тщательно накрашенными ресничками, а вам уже всё ясно: на войне как на войне, потому что последний шанс выйти замуж – вот он, и отсчёт, знаете ли, пошёл. «Вы поёте?» – то ли с опаской, то ли с надеждой приценивается стеснительно-нахрапистый Сергей Сергеевич и пятится от надвигающегося бюста претендентки: «Нет! Но у меня – большой потенциал…».
Есть ещё порох в пороховницах и у наших поющих старух, и когда 90-летняя Капитолина Петровна (Евгения Барашкова) вдруг не к месту временно собирается помирать, главным её завещанием звучит приказ: «Кокошник мой ей (секретарше) не отдавать!».
Впрочем, комическое в постановке о «Сергее Сергеевиче» – отнюдь не единственный план, хотя он и кажется основным. Спектакль начинается с грустного выхода-хоровода пенсионерок, каждое слово текста песни которых падает в зрительскую душу тяжёлым камнем:
«По России старухи бредут -
Никому не нужны, брошены.
Их мужья уж давно не тут.
Похоронены, скошены.
И на кладбище у могилки его
Для нее тоже место прибрано.
Там на небе, на облачке, мой дорогой,
Наша встреча с тобой выбрана …»
Нельзя сказать, что героини спектакля всё время думают и говорят о смерти; как раз наоборот. То, что они к ней давно готовы, понятно. Но вот эту полоску сегодняшнего бурного дня (дней; а сколько их может быть ещё!) нужно прожить по полной. И когда Сергей Сергеевич в очередной раз падает духом и ставит крест на Евровидении («Девочки, в нашем ДК сухо, тепло, чего ещё нам с вами надо?»), бабки руководителя жалеют, но пораженческие настроения решительно не разделяют, так что нужная солистка, в конце концов, появляется.
Музыку к постановке Театра-Театра написали композиторы Александр Пантыкин и Татьяна Виноградова (музыкальный руководитель и автор аранжировок). А исполнил её квартет народных инструментов «Каравай» под управлением Олега Згогурина. «Каравай» далеко не первый раз принимает участие в спектаклях ведущих пермских театров. И это участие отнюдь не сводится к «функции музыкального сопровождения».
Как всегда, ансамбль солистов пермской краевой филармонии «Каравай» – полноценный участник спектакля, «играющий» то на стороне великолепных старух, то на стороне Сергея Сергеевича, а то и вовсе на стороне Жизни, которая, как известно, есть в любом возрасте, если, конечно, на эту Жизнь согласиться…
Наталья Земскова
Фото: пресс-служба Пермского академического Театра-Театра/Никита Чунтомов