«Ташкент – город хлебный» стал вдвое длинней: премьера восстановленного фильма с Владимиром Воробьем в главной роли прошла в Москве — Звезда

«Ташкент – город хлебный» стал вдвое длинней: премьера восстановленного фильма с Владимиром Воробьем в главной роли прошла в Москве

2022 , 00:21

На II Московском международном фестивале архивного кино, который сейчас проходит в столице, состоялась премьера полной версии фильма «Ташкент – город хлебный» (16+), снятого режиссёром Шухратом Аббасовым и вышедшего в прокат в 1968 году.

К Перми эта кинолента имеет самое прямое отношение. Главного героя фильма, мальчика Мишу Додонова, который решил отправиться из голодающего Поволжья в Ташкент за мукой для семьи, сыграл Владимир Воробей, ставший настоящей звездой после роли Ивана Семёнова в фильме «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова, второклассника и второгодника».

Но если «Иван Семёнов» был создан автором сценария Львом Давыдычевым и режиссёром Константином Березовским практически на одном энтузиазме и сразу вышел в прокат, то с «Ташкентом...» случилась совсем другая история. Из-за перестраховки советской цензуры лента попала на экраны укороченной наполовину, и Шухрат Аббасов, Народный артист СССР, умер в 2018 году, так и не дождавшись восстановления картины в ее двухсерийном виде – на 136 минут.

Основой сценария, который написал Андрей Кончаловский, послужила повесть Александра Неверова о страшном голоде 20-х годов минувшего века в Поволжье. Чтобы спасти мать и братьев от голодной смерти, Миша Додонов и его друг Сергей отправляются в город Ташкент на заработки. По дороге Сергей заболевает тифом и остаётся в лазарете на придорожной станции. Преодолев самые настоящие опасности и испытания, Мишка добирается до Ташкента. Там он работает на виноградниках бая (который не хочет платить парню деньги, но вынужден это сделать) и возвращается в родную деревню с заработком и несколькими мешками зерна. И застаёт в живых только мать – братья Яша и Федя умерли от голода.

В 2021 году в России отмечали столетие с начала одного из самых страшных бедствий ХХ века, который затронул восемнадцать российских губерний. Общее число голодающих колебалось от двадцати трёх до тридцати миллионов, умерли по разным источникам от четырёх с половиной до семи миллионов. Когда голод принял массовый характер, советское правительство было вынуждено создать Всероссийское Общество по борьбе с голодом, цель которого заключалась в том, чтобы найти помощь у империалистических стран, в основном – у Америки.

Страшная тема была поднята в фильме «Ташкент – город хлебный» во всем ее масштабе, но чиновники от киноискусства пришли в ужас от подробностей и велели сократить ленту, вырезав все массовые сцены голода. Это было сделано по распоряжению председателя Госкино Романова, и из двух полноценных серий осталась одна, посвящённая частной истории мальчика Миши. В последний момент единственная уцелевшая копия фильма была спасена авторами, что называется, до лучших времён.

Киноархивариусы нашли полную версию ленты, ставшей знаменитой и знаковой и в урезанном виде, привели ее в порядок с помощью современных технологий, и 17 ноября 2022-го на второй день фестиваля в Большом зале «Новой Третьяковки» состоялась, по существу, премьера. Опоздавшая на 54 года. Мы связались с исполнителем главной роли Владимиром Воробьём, который сейчас работает директором пермского муниципального ДК имени Солдатова, поздравили его с возвращением «Ташкента…» и попросили прокомментировать событие:

– Когда я приехал на Всесоюзную премьеру «Ташкента...» в 1968-м году в Москву, то испытал настоящий шок – фильм начинался не с первой, а с пятнадцатой минуты и был вырезан ровно наполовину. И это был не тот фильм. Вся постановочная команда сидела подавленной, а режиссёр Шухрат Аббасов потом всю жизнь мечтал показать целый фильм.

Когда я приехал к нему в Ташкент на юбилей в 2013-м, Шухрат признался, что фильм вообще хотели запретить, но, в конце концов, председатель Госкино резюмировал: «Этого мальчика должен увидеть весь Советский Союз...»

Конечно, роль Миши Додонова мне далась гораздо сложнее, чем роль Ивана Семёнова. Да, я учился не так плохо, как Семёнов, но в принципе, таких парней знал и легко вжился в образ. К тому же, на съёмочной площадке царила атмосфера драйва, и сыграть плохо было просто нельзя. Совсем другое дело «Ташкент...» Многие вещи я в силу возраста и благополучного детства просто не понимал.

Я не понимал, как это – отправиться одному через тысячи километров в другой город, где нужно выживать. Не понимал, как это – всё время хотеть есть... Это была настоящая актёрская задача для профессионалов – сыграть роль, показав человека из другого времени, другой жизни. Я уже не говорю о том, что по несколько часов приходилось находиться в гриме и телогрейке. Но зато я понял на опыте, что это такое – трудности актёрской профессии. И сделал выводы.

Кстати, про Ивана Семёнова в Ташкенте никто и не слышал, а вот «Ташкент – город хлебный» – это их национальный фильм. Сколько лет прошло, а я ходил по улицам, по рынку, и меня узнавали: «Смотрите, Мишка Додонов идёт!»

Я счастлив, что премьера, наконец, состоялась. Жаль только, Шухрат не дожил...

Наталья Земскова
Использованы скриншоты с сайта II Московского фестиваля архивного кино.



Новости Mediametrics: