Короля Лира в Перми лишили титула и сделали матерью — Звезда

Короля Лира в Перми лишили титула и сделали матерью

15 мая 2021 , 17:34


Очередной премьерой сезона в «Сцене-Молот» стал «Лир» (16+) по мотивам трагедии Шекспира.

Спектакль в популярном жанре физического театра – совместная работа труппы Пермского академического Театра-Театра и «Свободного театра современного танца» с солисткой «Балета Евгения Панфилова» Марией Тихоновой в заглавной роли.

Примерить маску Лира

Имя Лира стало безусловным кодом к миру Шекспира («Поэтому, собственно, мы и пишем на афише: автор всем известен», – говорит режиссер спектакля и хореограф Ксения Малинина). Куда же исчезло слово «король» из названия трагедии? Дело в том, что бездонная по смыслам пьеса не ограничивается темой власти и проблематикой семейных взаимоотношений, считает постановщик. По ее мнению, это сюжет, повествующий об отношении человека к миру. И мир начинает отвечать ему…

За четыреста лет своей истории трагедия получила невообразимое количество сценических воплощений.

– На сегодня Лир – не человеческое существо. Это – миф. Маску этого персонажа может примерить кто угодно, – считает Малинина.

И в ее спектакле в заглавной роли – мастер танца Мария Тихонова.

– Если бы не эта артистка, спектакля бы не было, – раскрывает свой замысел Ксения Малинина. – Эту историю, как мы поняли в процессе постановки, она связывает с собой.

Послали по матушке

В начале спектакля это условный мужской образ. Дальше начинаются гендерные трансформации, и в итоге Лир оказывается… женщиной, и отец оказывается матерью.

История человеческой цивилизации в большей степени развивалась под влиянием мужского начала. Доминирующие в обществе настроения предписывают сильному полу стиль поведения вроде борьбы за лидерство, доминирование и агрессию. Но в наше время женщина всё меньше ассоциируется с «тремя К»: Kinder, Kueche, Kirche (кухня, дети, церковь) – есть такое устойчивое выражение в германоязычной культуре.

И ныне слабый пол всё больше занимает позиции, которые ранее больше были прерогативой мужчин. Но при этом женщина пользуется приемами, свойственными ее натуре.

Другими словами, в XXI столетии излишняя авторитарность ставит под угрозу существование самой человеческой цивилизации, хотят, вероятно, сказать создатели постановки. Если только она, цивилизация, не перенесет выяснение отношений в область дипломатии.

Когда слово было телом

Спектакль изначально ориентирован на воплощение в кирпичных стенах «Сцены-Молот», напоминающих подземелье и в этом смысле очень подходящих духу шекспировской трагедии. Как призналась режиссер, она намеревалась не отказываться от текста Шекспира, но при этом ставить пластический спектакль, используя музыку вместо текста.

Музыка же в «Лире» – авторские треки саунд-дизайнера Павла Юферова (Delta Omega). Потом идея вновь пережила трансформацию. В итоге пермский «Лир» – насыщенное действо из визуальных образов, музыки, речи, видеопроекции, пластики артистов.

«Лир», несомненно, эксперимент. В театре считают, что важно осваивать новые жанры. В связи с этим и сама площадка малой сцены Театра-Театра будет меняться.

Справка «Звезды»
Ксения Малинина – художественный руководитель «Свободного театра современного танца», основатель всероссийского фестиваля «Dance семестр». Выпускница режиссерского курса магистратуры в Институте современного искусства под руководством Бориса Мильграма. В Театре-Театре ранее выступила хореографом музыкальной сказки «Летучий корабль» (6+; постановка Дамира Салимзянова).

Маргарита Неугодова
info@zwezda.su

Читайте также на zwezda.su:
Кудымкарский театр готовит постановку
коми-пермяцкого фэнтези «Зарни Инь. Золотая Баба»
.



Новости Mediametrics: