СВО
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
27.04.2024
16+
Архив

Как вырастить гения? Раннее развитие ребёнка – требование сегодняшнего времени или удовлетворение родительских амбиций?

Как вырастить гения? Раннее развитие ребёнка – требование сегодняшнего времени или удовлетворение родительских амбиций?
В 70-х годах прошлого столетия один из основателей корпорации Sony, инженер Ибуко Масару, написал яркий художественный и педагогический манифест раннего развития «После трех уже поздно». Каждый ребенок может стать гением, утверждал автор, который сам был гением. Во всяком случае, так считали его однокурсники.

В 70-х годах прошлого столетия один из основателей корпорации Sony, инженер Ибуко Масару, написал яркий художественный и педагогический манифест раннего развития «После трех уже поздно». Каждый ребенок может стать гением, утверждал автор, который сам был гением. Во всяком случае, так считали его однокурсники. 

Благодаря этой книге, которая взорвала педагогику и стереотипный взгляд на ребенка как на субъект, способный лишь подражать взрослым, появилась масса доступной педагогической литературы о раннем развитии детей и формировании неординарных способностей. Талантливые родители всего мира стали проводить на своих детях яркие эксперименты.

Давайте разберемся, чем отличается система Монтессори от системы Зайцева? Стоит ли торопиться и биться с судьбой и рабоче-крестьянскими генами за то, чтобы ребенок был исключительно талантлив? И наконец, какой ценой платят гении за свой дар? 

Популярные методики раннего развития

Одна из самых известных – методика Марии Монтессори, основной принцип которой – помочь ребенку сформировать навыки самостоятельности. Монтессори-группы объединяют в себе малышей разного возраста: к примеру, от 1 до 6 лет или от 7 до 12 лет.

Методика Гленна Домана – самый яркий образец интеллектуальных методик, когда ребенку рассказывают об окружающем мире с помощью карточек. Изучая особенности психики детей с поражением головного мозга, ученый установил, что развивающие занятия особенно эффективны в возрасте до 7 лет, когда подкорка больших полушарий головного мозга наиболее активна. Вот только его последователи не учли, что речь идет о больных детях, а не о здоровых. Поэтому неудивительно, что эта технология мало внимания уделяет мелкой моторике, сенсорному развитию и предметной деятельности, а главное, полностью игнорирует творчество и игровую деятельность.

Бельгийскую актрису Сесиль Лупан не удовлетворила система Гленна Домана, и она разработала свою методику развития детей. Все гениальное просто, решила актриса и рекомендовала каждую вещь в квартире подписать своим именем: кровать, стол, окно. Теперь продвинутые мамочки с трех месяцев начинают развешивать карточки по квартире, уговаривая младенца повторять за ними слова по слогам, убеждая себя, что таким образом можно научить детей читать. Впрочем, методика Лупан дает свои плоды. Во-первых, женщина начинает сама развиваться творчески, изготовляя огромное количество карточек. Во-вторых, мать с ребенком много разговаривает, и малыш учится не только взаимопониманию и любви, но и пониманию речи, ее моделированию.

Методика Зайцева основана на игре и рассчитана на малыша от 1 года до 7 лет. Правда, специалисты-логопеды отмечают, что ребёнок, обучившийся читать по зайцевской методике, «глотает» окончания, путается при делении слова на слоги.

Методика Никитиных направлена на спортивное обучение, в котором одним из главных элементов является закаливание и наличие в доме спортивных снарядов и тренажеров.

Автор собственной системы педагог и социолог Павел Тюленев убежден, что ребенка нужно развивать с первых дней жизни. С 2 до 4 месяцев детям необходимо показывать рисунки зверей, растений, букв и предметов. С полуторагодовалого возраста с малышом необходимо играть в шахматы. А в два года его надо посадить за клавиатуру, чтобы тот печатал буквы на экране компьютера. В идеале уже с трех лет такой продвинутый малыш должен производить записи в личный дневник на ноутбуке или компьютере.

Вальдорфская школа вызывает много споров тем, что отказывается от предоставления ребенку любых типов интеллектуальных заданий, если ему еще не исполнилось 7 лет. То есть приоритет развития в раннем возрасте – это развитие воображения за счет качественных игрушек из натуральных материалов: соломы или дерева, отказ от любых гаджетов, включая телевизор и компьютер. При всей своей простоте эта школа дала миру наибольшее количество гениев. К примеру, по этой системе воспитывались лауреат Нобелевской премии Томас Кристиан Зюдхоф, писатель Михаель Энде, актрисы Сандра Буллок и Дженнифер Энистон, актер Рутгер Хауэр, автомобильный дизайнер Фердинанд Александр Порше, а также режиссеры Матье Сейлер и Джон Полсон.

Раннее развитие: польза или вред?

Наталья Гун, педагог-психолог СОШ № 12 с углубленным изучением немецкого языка:

– У меня есть опыт работы в сфере раннего развития с детьми до полутора лет. Действительно, до трех лет малыши активно познают мир с помощью тактильных и цветовых ощущений, запахов, звуков. У них свой особенный язык познания этого мира, который не всегда могут расшифровать родители. Тут главное – на­учить родителей понимать своего ребенка, увидеть мир его глазами. Важно осознать, что торопиться осваивать интеллектуальный багаж малышу не стоит, так как структура головного мозга полуторагодовалого ребенка еще не готова к серьезным интеллектуальным нагрузкам.

Развивающие центры, конечно же, нужны. Важно четко понимать, что необходимо развивать в 6 месяцев, что в полтора, а что в три года. В моей практике были такие дети, которые в три года научились читать и считать, все ими восторгались, а в 7 лет в школе они почувствовали себя дискомфортно. Им было попросту неинтересно. Они выдохлись еще на старте.

Конечно же, всегда есть дети, которые рвутся к знаниям. Но их единицы. И если ребенок сам этого хочет, то стоять на пути у него не надо. Но зачастую бывает наоборот. За обучением ребенка стоят амбиции его родителей. Перегруженный «развивалками» ребенок не имеет возможности просто поиграть. Поиграть в куклы, машинки. Не нужно забывать, что основная деятельность дошкольника – игровая. С 5 лет ребенок дозревает как физически, так и эмоцио­нально. Это такой возраст, когда хорошо формировать внимание, мышление, память. И только после освоения таких компетенций можно приступить к чтению и математике. 

Елена Шилова, преподаватель английского языка в частной школе:

– С 5 лет у малышей начинается осознанный учебный процесс. Главное – создать живую языковую среду и сформировать интерес к обучению. Мы учимся в игровой форме. Ребенок проговаривает вслух слова и предложения, не задумываясь о грамматической структуре. Ему не страшно сделать ошибку. Поэтому английский дается детям этого возраста достаточно легко. Дошкольник учится быть учеником, сидеть за партой, взаимодействовать с детьми в группе. У нас есть дети, не посещающие детский сад. Для них это возможность общения со сверстниками.

В отличие от школьников, малышам неведом страх плохих оценок, они более раскрепощены, много говорят и быстро усваивают материал. 

Екатерина Шумилова, преподаватель и­зобразительного искусства в изостудии «Галерея»:

– Я считаю, что образовательные программы нужны детям, но не раньше, чем с 3 лет. И даже в три года программы должны быть максимально просты и направлены на развитие в игровой форме. Детей очень часто перегружают. Не стоит давать детям учебную нагрузку раньше пяти лет, какие бы блестящие перспективы и результаты вам ни пообещали всевозможные новейшие методики.

Текст: Наталья Трясцина

Фото: из открытых источников