Используя сайт zwezda.su, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике конфиденциальности

Согласен
80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
18.09.2025
16+
Культура

Дорогами мечты: как Александр Грин превратился из эсера в писателя

Дорогами мечты: как Александр Грин превратился из эсера в писателя
Портрет Грина. Авторы: К. Мирошник, Н.Кургузова- Мирошник. Фото: Музей Грина (Феодосия)
  1. Культура
23 августа 2025 года исполняется 145 лет со дня рождения писателя Александра Грина. Мы продолжаем наш проект «Дорогами мечты», посвященный этому представителю Серебряного века.

Грин распрощался с политикой еще в молодости. Но признавал, что вырос из нее как писатель. Одно из своих ранних произведений он даже посвятил своему крестному отцу в литературе – видному представителю партии социал-революционеров Науму Быховскому.

Единственный сохранившийся портрет Наума Быховского, «крёстного отца» Грина в литературе.Фото: newfoundglory.ru (16+)
Единственный сохранившийся портрет Наума Быховского, «крёстного отца» Грина в литературе.Фото: newfoundglory.ru (16+)

ЭСЕРОВСКИЕ РАССКАЗЫ

Именно товарищи по партии сделали Грину заказ на литературный текст, причем, агитационного характера. Под псевдонимом А. С. Г. и состоялась его писательская премьера. Самый первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева» (18+) был щед­ро оплачен: автор получил свой первый гонорар – 75 руб­лей. Деньги по тем временам немалые, они стимулировали его заняться литературным трудом вплотную.

Правда, тираж был конфискован сразу после выхода в 1906 году по достаточно веским основаниям: «рассказ имеет целью возбудить в читателях враждебное отношение к войску и побудить войска к неповиновению при усмирении бунта и беспорядков». Долгое время не было никакой возможности прочитать это произведение о расправе властей над бунтующими крестьянами во время революции 1905 года, текст считался утраченным, но случайно был обнаружен в архивах через пятьдесят лет. Напомним, это была политическая агитка.

Нашим современникам эсеровские рассказы могут быть интересны нарративом: описываются будни террористической организации, в которой есть и «мнение центрального комитета партии», и практика тюремных передач, и такие неотъемлемые атрибуты как бомба: «Маленький металлический предмет, похожий на мыльницу, безглазый, тускло, тускло смотрел на него серым отблеском граней. Собравший в своих стальных стенках плоды столетий мысли и бессонных ночей, огненный клубок еще не родившихся молний, с доверчивым видом ребенка и ядовитым телом гремучей змеи, – он светился молчаливым, гневным укором, как взгляд отвергнутой женщины».

Русское общество в тот момент своей истории внезапно заболело революционной романтикой. Даже отстраненный от всего суетного Александр Блок писал: «Революционеры, о которых стоит говорить, убивают, как истинные герои, с сияньем мученической правды на лице без малейшей корысти, без малейшей надежды на спасение от пыток, каторги и казни. Революция русская в ее лучших представителях – юность с нимбами вокруг лица. Пускай даже она не созрела, пускай часто отрочески немудра, – завтра возмужает. Ведь это ясно, как Божий день».

Конечно, поэта в конце концов тоже настигнет откровение – но гораздо позже, чем Грина. Который, по мнению исследователей творчества писателя, осознал трагедию революции за десятилетие до ее свершения. Узнав о Февральской революции, Александр по шпалам вернулся в Пет­роград (очерк «Пешком на революцию»), но поучаствовать в ней не захотел. Уже в его рассказах 1917 года «Восстание», «Рождение грома», «Маятник души» (все 16+) заметно отторжение писателем новой реальности.

НЕУДАЧНЫЙ ДЕБЮТ

Уже в 1910-е годы писатель, знавший внут­реннюю жизнь своих соратников, буквально препарирует психологию террористов. Вот монолог революционера Марвина, год написания 1912: «Видишь ли, я рано соскучился. Моя скука имеет, если хочешь, историческое оправдание. Мой дед бил моего отца, отец бил мать, мать била меня, я вырос на колотушках и порке, среди ржавых ломберных столов, пьяных гостей, пеленок и гречневой каши. Я вырос, а жить лучше не стало. Пресно. И вот, не будучи в силах дождаться праздника, я изобрел себе маленькое развлечение – близость к взрывчатым веществам. С тех пор, как эти холодные жестянки начали согреваться в моих руках, я возродился. Я думаю, что жить очень приятно и, наоборот, очень скверно быть раздробленным на куски; поэтому я осторожен. Осторожность доставляет мне громадное наслаждение не курить, ходить в войлочных туфлях, все время чувствовать свои руки и пальцы, пока работаешь, – какая прелесть». В этом фрагменте, как и в большинстве рассказов о революционерах, звучит насмешка. В «Приключениях Гинча» (16+) образ подпольщика просто комичен: «Я тоже не люблю людей… И не люблю человечество. Но я хочу справедливости».

Ну и кроме всего прочего, Грин отошел от революции, потому что нашел себе прибыльное занятие. Наум Быховский – тот самый крестный отец в литературе – вспоминает такой случай. Он попросил Грина написать некролог для «Революционной России» об одной из казненных революционерок, о Лидии Стуре, которую писатель знал лично.

Далее из воспоминаний видного партийца: «А. С. сел и написал; я плакал, читая, так сильно это было написано. И вдруг он говорит: «А теперь гонорар». Это за статью о казненном товарище! Я разозлился и стал гнать его вон. Алексей (имя Грина по поддельному паспорту – прим. авт) пошел к дверям, остановился на полдороге и сказал: «Ну дай хоть пятерку!»

Все дело в том, что глупость, высказанная каким-нибудь одним человеком, приобретает вид чего-то серьезного, если ее повторит сотня таких глупцов.
Александр Грин,
«Дорога никуда» (16+), 1930 г.

Эсеровские рассказы, среди которых «Марат», «Карантин», «Подземное», «Апельсины», «На досуге» и составили первую книгу Грина «Шапка-невидимка» (16+), вышедшую из печати 1908 году. Критика приветствовала начинаю­щего писателя, но назвать это успехом, пожалуй, нельзя. И когда в 1928 году известный советский писатель Александр Грин будет составлять свое собственное собрание сочинений для издательства «Мысль», он не включит туда рассказы из этой книги.

А тогда, в 1908 году, взяв в руки первый в своей жизни собственный, пахнущий типографской краской томик, Грин расстроился. Он действительно был начинающим писателем и легко увидел свои огрехи, сравнивая свои тексты с книгами, которые любил и ценил. Как на качелях он метался из стороны в сторону. С одной стороны – неудовлетворенность, скудные рецензии, с другой стороны – такое признание: «Это было, как откровение, как первая, шквалом налетевшая любовь... единственное, что сделало бы меня счастливым, то единственное, к чему, не зная, должно быть, с детства стремилось мое существо. И сразу же испугался: что я представляю, чтобы сметь думать о писательстве? Что я знаю? Недоучка! Босяк! Но зерно пало в мою душу и стало расти. Я нашел свое место в жизни».

С годами он стал писать все лучше и лучше, и поневоле литературной общественности пришлось признать существование писателя по имени Грин.

ТРИ ЭТАЖА. ФРАГМЕНТЫ РАССКАЗА (16+)

Посвящается Н. Быховскому

«На улице зеленели весенние солнечные тени, а в третьем этаже старинного каменного дома три человека готовились умереть неожиданной, насильственной смертью. Весна не волновала их, напротив, они плохо сознавали даже, грезят или живут. А внимание каждого, острое до боли, сосредоточивалось на своем оружии и на том, что делается внизу, на каменном, веселом, солнечном тротуаре.

Так страшно еще не было никогда. Раньше, думая о смерти и, с подмывающей радостью, с легким хохотком крепкого, живого тела оглядываясь вокруг, они говорили: «Э! Двум смертям не бывать!» Или: «От смерти не уйдешь!» Или: «Человек смертен». Говорили и не верили. Теперь знали, и знание это стоило жизни.

Дым туманом наполняет комнату, скользит в окно, страшно медленный, и удушливо, невкусно пахнет. Трах-трах!.. Выглянуть опасно. Ежеминутно чмокают пули, кирпич брызжет во все стороны красной пылью. Там, внизу, мало разговаривают и, должно быть, сердятся. Кто-то кричит возбужденно, коротко; наступает молчание и снова: «трах-трах!..»

Три человека, засевшие в третьем этаже, не знали друг друга. Случайно сошлись они, преследуемые правительственным отрядом, в квартире одного знакомого, заперли двери, окна; мельком, с безразличием страха, осмотрели друг друга, бросили несколько проклятий и стали отстреливаться.

Сознание того, что стрельба эта бесполезна, что умереть все равно придется, что выходы заняты полицией, у них было, и по временам закипало в душе бессильными, протестующими взрывами ужаса. Но ожидать конца, суетясь, волнуясь и сопротивляясь, было все-таки легче, чем немая покорность неизбежному, - и они стреляли.

Два карабина было у них, два дальнобойных, охотничьих карабина с тонкой резьбой лож и витыми дамасскими стволами. Раньше они висели на стене среди другого оружия - живое воспоминание веселых, безопасных охот. А третий стрелял из револьвера, наудачу посылая пули, пока не свалился сам, раненный в ключицу, и не затих. Лежал он смирно, полный тоски, боясь шевельнуть отнявшейся рукой, чтобы не вскрикнуть. Видел высокий лепной потолок, ноги товарищей и думал о чуде.

Те двое стреляли из карабинов, бегая от окна к окну и прячась за подоконниками. Их резкие выстрелы звучали неуверенно, но били почти без промаха, и после каждого выстрела одна из белых, веселых рубах с красными погонами, – такая маленькая, если смотреть сверху, – оживлялась, кружилась и, приседая, падала, звякнув штыком. А те двое стреляли, и каждый раз с тупой, радостной дрожью смотрели на дело своих рук.

Первого звали «Мистер», потому что он был в Англии и привез оттуда замкнутую сдержанность островитянина. Был он высокого роста, печальный и смуглый. Второй – плотный мужчина с окладистой бородой и кроткими глазами – называл себя «Сурком», потому, что так называли его другие. А третий, раненый, носил кличку «Барон».

Каменное молчание пропитывало все этажи, кроме третьего. Казалось, что никогда никто, кроме мышей, не жил и не будет жить в этом доме, и что самый дом – огромное, сплошное недоразумение с каменными стенами, полными страха и тоски.

Отстреливались и судорожно, беспокойно думали. Растерянно думал Мистер. Наяву грезил Барон. Тяжело и сосредоточенно думал Сурок:

«Значит, теперь уже все равно? Так кричим же!!

И Сурок крикнул глухим, перехваченным тоской голосом:

– Да здравствует родина! Да здравствует свобода!

Как бы говоря сам с собой, ответил Мистер:

– Вот история!.. Кажется, придется сдохнуть.

Он в промежутках между своими и вражескими выстрелами думал торопливо и беспокойно о том, что умирает, еще не зная хорошенько, за что: за централизованную или федеративную республику. Так как-то сложилось все наспех, без уверенности в победе, среди жизни, полной борьбы за существование и политической агитации. Думать теперь, собственно говоря, ни к чему: остается умереть.

Воспоминание о том, что оружие случайно попало ему в руки, ему, желавшему бороться только с помощью газетных статей, – теперь тоже, конечно, ни к чему. Все брали. Сломали витрину и брали, дрались, хватали жадно, наперебой. Потом многие бросили тут же, едва отойдя несколько шагов, великолепные ружья и сабли, взятые ими неизвестно для чего.

– Я не могу стрелять, – вслух доканчивает Барон начатую фразу.

Стрелять – это значит убивать тех, кто там, внизу, где солнце и теплый ветер. Но ведь и его могут ранить, убить, и опять он растянется тут, дрожа от жгучей, нарастающей боли. Значит, зачем стрелять?

Чепуха лезет в голову. А если притвориться мертвым и, когда ворвутся солдаты, затаить дыхание?

Детская, наивная радость пьянит голову Барона. Вот оно спасение, чудо!.. Его возьмут, бросят на фургон, отвезут в манеж. Но ведь его схватят за раздробленную руку. Разве он не закричит, как сумасшедший, лающим, страшным голосом?

– Да, черт побери, да! Все равно…

– Товарищи! – говорит Сурок тонким, осекающимся голосом. – Час смерти настал!

Барон с усилием открывает глаза. Сурок присел на корточки и смотрит на юношу, пугливо улыбаясь собственным невероятным словам.

– А-а… – говорит Барон. – Да-а…

– Настал, – строго повторяет Сурок и, проглотив что-то, добавляет вполголоса: – Пушка.

– Ага! – сразу страшно возбуждаясь и цепенея, неистовым, не то веселым, не то молящим голосом подхватывает Барон. – Ага! Вот…

Неприятный, клокочущий крик заглушает его голос. Сурок удивленно оборачивается нервным, коротким движением корпуса. Впрочем, это Мистер запел «Марсельезу». Вероятно, он никогда не пел, потому что сейчас страшно фальшивит. Он увидел пушку и запел. А по временам, останавливаясь, кричит:

– О, храбрецы! Эй, вы! Моя грудь – вот! Грудь моя!..»

Александр Грин, 1908

Живое наследие Грина

Испытание «Оскаром»

У кинематографистов эсеровские рассказы и другие ранние произведения Грина не вызывали интереса. Зато более поздние сочинения экранизировались часто, в том числе и за рубежом. Например, югославская версия рассказа «Крысолов» (16+) режиссера Крсто Папича, снятая в 1976 году на студии «Кроација филм», была даже номинирована на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм» на 49-й церемонии вручения главной кинематографической премии мира. Спустя двадцать лет, по опросу хорватских кинокритиков, лента «Избавитель» (16+) признана одним из лучших фильмов в истории хорватского кино. Содержание фильма относится к жанру фантастики, но, безусловно, и писатель, и режиссер имели в виду символическое значение сюжета.

Афиша югославского фильма «Избавитель», 1976 год.
Афиша югославского фильма «Избавитель», 1976 год.