80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
25.05.2025
16+
Архив

Почему йога для народа? Йога-студия как бизнес: миф или реальность?

Почему йога для народа? Йога-студия как бизнес: миф или реальность?
Рынок фитнес-индустрии в последние годы распахнул объятья для новых адептов, и неофиты ринулись покорять штангу, тягать колеса от КамАЗов в залах для кроссфита, бегать марафоны — в общем, всячески приобщаться к миру ЗОЖ. Те, кто не нашел себя в адреналиновых видах спорта, устремили взор в сторону йоги

Рынок фитнес-индустрии в последние годы распахнул объятья для новых адептов, и неофиты ринулись покорять штангу, тягать колеса от КамАЗов в залах для кроссфита, бегать марафоны — в общем, всячески приобщаться к миру ЗОЖ. Те, кто не нашел себя в адреналиновых видах спорта, устремили взор в сторону йоги.

– Это закон рынка, – отмечает Евгений Трубин, руководитель Академии йоги в Перми. – Если есть спрос, то будет и предложение. К тому же многие люди разочаровались в медицине и ищут для себя новые, альтернативные источники лечения. В этом смысле йога действительно может помочь. Например, при остео­хондрозе.

По запросу «студия йоги» поисковик выдает 41 локацию, это без учета фитнес-клубов. Каждый год эта цифра колеблется то в одну, то в другую сторону. Около 15 процентов студий закрываются в первые полгода-год, но их место тут же занимает новый участник.

– Йога-студия – очень модный бизнес среди девушек, – делится мнением тренер по йоге Мария. – Позанимавшись и наработав опыт, некоторые решают, что их знаний и умений достаточно для открытия собственной студии.

По такому сценарию, например, развивалась студия «Кора», идейным вдохновителем и директором которой на протяжении вот уже пяти лет остается Ирина Суворова.

– Бизнес-плана по открытию студии не было, – делится воспоминаниями Ирина. – Была мечта – создать такое пространство, куда хочется приходить, где хочется оставаться, где хорошо и душевно, где люди получают поддержку и любовь, учатся слушать свое тело.

До «Коры» Ирина преподавала йогу как наемный тренер, но ей не хватало собственного пространства для творчества. И в 2013 году она решилась: своей студии быть!

Примерно по такому же сценарию развивалась Академия йоги, руководителем которой является Евгений Трубин.

– Я всю жизнь учусь, йогу начал преподавать с 2010 года, потом появилась идея передавать свои знания дальше, – рассказывает Евгений. – Так родилась Академия йоги. У нас сформировался круг единомышленников, всегда готовых друг друга поддержать, направить, если надо, пожурить и дать заряд мотивации. Йога может приносить деньги только в том случае, если такой цели изначально нет. Нельзя ставить вагоны впереди паровоза – не поедет. Если думать о прибыли как начальной точке, то ничего не выйдет. Не получится и в том случае, если вместо развития студии тратить деньги на машины и поездки к морю. Нужно просто любить свое дело, отдаваться ему полностью, и тогда будет отдача.

«Бизнес на йоге не построить», – в голос твердят руководители студий. Йога вообще не бизнес. Но если ей посвящать всё время, то возникает закономерный вопрос: а жить на что? Отсюда и рождаются идеи открытия студий и пути их дальнейшего развития и выживания.

Йога в цифрах

Львиную долю дохода студийцев «сжирает» аренда. Это минимум 25 тысяч рублей за 35–40 квадратных метров, да и то по договоренности. В центре города зал около 100 квадратных метров без отделки будет стоить от 50 тысяч рублей в месяц. И это без учета коммунальных платежей. Поэтому приходится выбирать: либо центр, отдельный вход и дорого, либо тоже как бы центр, но с массой нюансов.

Те, кто сознательно открывает студию, а не просто арендует зал (час от 400 рублей), вынуждены потратиться еще и на ремонт «под себя». Поэтому часто в помещениях лишь минималистский антураж – крашеные стены, деревянные шкафы, бетонный пол с линолеумом. Тем не менее даже самый скромный косметический ремонт обойдется в 150–200 тысяч рублей. Прибавить сюда специальные коврики, различные вспомогательные петли и блоки, одеяла для медитации – и ценник грозит перевалить за 300 тысяч...

Одно занятие стоит в среднем 300–400 рублей. Некоторые практикуют пробные бесплатные занятия. Практически все перешли на абонементную систему – так проще отслеживать денежный поток и хоть как-то сводить дебет с кредитом.

– Практически ни в одной студии нет постоянного тренерского персонала, – говорит тренер Мария. – Работая в одном месте, тренерам не выжить. Поэтому одни и те же лица кочуют из студии в студию, успевая провести за день несколько тренировок.

В зависимости от расположения и популярности заведения, по-разному выстраиваются отношения с персоналом. Кто-то платит тренеру определенный процент с клиента, кто-то фиксированную сумму (как правило, около 500 рублей за тренировку). Впрочем, всё зависит от уровня тренера: если это маститый практик с многолетним опытом и своей клиентурой, то цена будет выше.

Еще один нюанс йоги как бизнес-проекта в том, что многие студии работают неофициально. На то есть свои причины. Нехитрые расчеты покажут, что при официальном оформлении ИП к прочим расходам добавятся выплаты в фонды: 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рубля за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года, а также 6 процентов налога (при оформлении на УСН – упрощенной системе налогообложения) с дохода ИП. Сюда же плюсуем открытие расчетного счета – от 0 до 1400 в месяц, в зависимости от тарифа. И вишенкой на торте – уплата в пенсионный фонд 1 процента с суммы дохода плательщика, превышающего 300 тысяч рублей за расчетный период. Кроме того, с этого года индивидуальные предприниматели при наличных расчетах с клиентами обязаны установить кассовый аппарат и выдавать чеки за свои услуги, что также бьет по карману.

Многие студии, чтобы привлечь дополнительных клиентов и заработать, проводят мастер-классы и семинары с участием приезжих тренеров, психологов и йога-гуру. А также обучают новых тренеров. Если следовать букве закона, такой вид деятельности укладывается в рамки ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и подлежит лицензированию. Послабления и отсутствие лицензии разрешены только в случае, если индивидуальный предприниматель сам проводит обучение, без привлечения сторонних преподавателей.

Как считают сами организаторы студий, йога – это не бизнес, это увлечение прекрасным, несение света и помощь людям. Поэтому свои студии они именуют клубами по интересам, а деньги за тренировки – членскими взносами. Правда, как ни назови, налоги платить необходимо в любом случае. Но организаторы стараются об этом не думать, а те немногие, кто следует букве закона, вскоре закрываются, не выдержав налогового гнета. Ибо в российских реалиях проще освоить сложно выговариваемую асану, чем превратить популярную восточную дисциплину в успешный и прибыльный бизнес.

Текст: Светлана Никитина

Фото: из открытых источников