«Дягилев+» 2022: Орф и Шостакович, Шнитке и Рождественский концерт от musicAeterna — Звезда

«Дягилев+» 2022: Орф и Шостакович, Шнитке и Рождественский концерт от musicAeterna

2022 , 11:42

В Перми 24-26 декабря 2022-го состоялся «Дягилев+», специальный проект Дягилевского фестиваля.

Он был достаточно лаконичен: всего три дня (в 2021-м – четыре) и всего лишь пять музыкальных событий. Поклонникам Дягилевфеста, привыкшим к разнообразию и даже избыточности программы, оставалось только вздохнуть. Тем более, что спектакль De temporum fine comoedia («Мистерия о конце времён» (18+) Карла Орфа, центральное событие проекта, уже был показан на Дягилевском фестивале минувшим летом.

Не пропустите! «Дягилев+» 2022 – в объективах фотохудожников.

De temporum fine comoedia (музыкальный руководитель и дирижёр – Теодор Курентзис, режиссёр – Анна Гусева) номинирована на национальную театральную премию «Золотая маска» в пяти категориях. Эта сценическая версия «Мистерии...», вписанная постановщиками (художник – Юлия Орлова, хореограф – Анастасия Пешкова) в преобразованный контекст Завода Шпагина, может быть показана, в том числе и для жюри «Золотой маски», только здесь.

Поэтому включение спектакля в программу, конечно, оправдано, но те, кто его видел летом, получается, остались без главного фестивального события, тем более, что «Мистерию...» показывали два вечера подряд – 25-го и 26-го декабря. (Хотя, конечно, были и такие, кто, пропустив этот спектакль в июне, смогли попасть только сейчас).

Над «Мистерией о конце времён» Орф работал десять лет, сделал несколько разных редакций (в нашем случае использована редакция 1981 года) и завершил её незадолго до смерти. Композитор всю жизнь разрабатывал особый тип театра, в котором синтезировал своеобразное пение, танец, драматическую игру и декламацию «в поисках праязыка искусства». Он называл этот синтез «мировым театром», и артисты, исполняющие произведения Орфа, должны были уметь всё: петь, декламировать, кричать, исполнять ритуальные танцы и даже пластические этюды.

Что, собственно, мы и увидели в спектакле Теодора Курентзиса, который можно рассматривать как современную версию древнего учения об апокатастасисе, то есть, всеобщем спасении грешников. Эта постановка по-новому трактует вечные вопросы, поставленные исследователем и реформатором музыкального театра Карлом Орфом. И если попытаться охарактеризовать спектакль (сайт газеты «Звезда» о нём подробно писал – Простить Люцифера: в массовку оперы Орфа на Дягилевфесте-2022 набирали грешников) одним словом, то это слово – «избыточность».

В предельно сакрализованной постановке избыточно всё – сцена внутри сцены, видеотрансляции на заднике, световая и пластическая партитуры, безбрежный оркестр, занимающий едва ли не две трети сценического пространства, ритмичные шумовые эффекты и вписанная Курентзисом в музыкальную партитуру Орфа электронная музыка...

Любопытно было сравнить «зимнюю» и «летнюю» версии спектакля, которые вроде бы, мало чем отличались, но всё-таки не стали точной копией друг друга. В De temporum fine comoedia на «Дягилев+» были новые вводы, не оказалось Надежды Павловой (сивилла), и некоторые сцены, например, омовение грешников, показались короче, чем на премьере; изменилась и световая партитура.

Многие зрители, кстати, пришли во второй раз на этот спектакль, который, став одним из основных художественных событий прошлого театрально-концертного сезона, сегодня явился ещё и главным статусным мероприятием. Потому что не нужно быть пророчицей-сивиллой и даже отшельником-анахоретом, чтобы предсказать «Мистерии...» пару-тройку «Золотых масок» весной.

Для тех же, кто историю с «Мистерией...» завершил для себя в июне, главным событием фестивального проекта «Дягилев+» стал ночной Рождественский концерт (18+) хора musicAeterna под управлением Виталия Полонского – в Органном зале. Здесь прозвучала духовная и светская музыка шести веков – от партитур выдающихся композиторов XVI столетия до сочинений XX и XXI века.

Вот где не оказалось ни одного случайного зрителя! Вечерние туалеты дам, журчание разговоров между вторым и третьим звонком, наэлектризованность атмосферы, и это вечное ощущение Дягилевфеста, точно вы не в Перми, а где-нибудь в Зальцбурге, в Вене... А от рук дирижёра Полонского невозможно было оторвать глаз; кажется, он дирижировал не только хором, но и залом. И лично вашим восприятием – тоже. Хор musicAeterna, этот совершеннейший инструмент живых голосов звучал так, что отчётливо был слышен каждый голос. И одновременно – тончайший музыкальный узор, поглощающий ваше внимание полностью.

Всё написано и озвучено тысячу раз – точная фразировка, колорит, изобилие оттенков, экстатическая мощь, эффектные снятия... Но как это сделано, инкрустировано и подано, до конца понять невозможно.

Жоскен де Пре (1450/55-1521), Томас Луис де Виктория (1548-1611), Адриан Вилларт (1490-1562), произведения которых были включены в программу Рождественского концерта, не очень часто исполняемые авторы, так что интерес к ним понятен. А вот Пуленк, Шнитке, которые постоянно звучат, и которых мы с вами прекрасно знаем, буквально загипнотизировали зал.

Духовная музыка Альфреда Шнитке, предложенная на этот раз («Три духовных хора», «Отче наш», «Господи Иисусе Христе», «Богородице Дево, радуйся»), максимально приближена к церковной музыке, хотя и предназначена для концертного исполнения. Строгий минимализм, простота, ритуальность, изысканность – вот характеристики произведений, объединивших в минувшую рождественскую ночь публику в зале. И это был другой, не привычный нам Шнитке.

После Шнитке – Андреас Мустукис, Литургия Святого Леонтия, III часть; после Мустукиса – Франсис Пуленк, O magnum mysterium... Одно сочинение перетекало в другое, перекликалось, отзывалось эхом, уносило вас выше и выше, заворачивая в тончайшее вокальное полотно и унося из реальности... Сильнейшее эмоциональное и интеллектуальное впечатление.

Словно прелюдией к этой волшебной ночи стал концерт открытия «Дягилев+» в Частной филармонии «Триумф», где прозвучали струнные квартеты Дмитрия Шостаковича: Квартет №7, Квартет №10 и скорбный квартет №13 (12+). Кажется, в этих композициях – весь трагизм времени, в котором жил Шостакович.

Максимум выразительности, чёткие графичные линии, стройность и простота плюс ощущение страшного лабиринта, из которого далеко не у всех получается выйти. Почему именно эти квартеты открывали фестиваль, понятно. Хорошо, что после квартетов Шостаковича в этот вечер был Рождественский концерт хора: он и утешил, и обнадёжил; главное, пообещал...

Наталья Земскова
Фото Никиты Чунтомова.



Новости Mediametrics: