СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
Главные материалы
23.11.2024
16+
Архив

Владимир Бикмаев: первую камеру будущий фотохудожник купил в 13 лет на шкурки от добытых белок и ондатр

Владимир Бикмаев: первую камеру будущий фотохудожник купил в 13 лет на шкурки от добытых белок и ондатр
Краевая газета «Звезда», в связи со своим 105-летием рассказывает о старейшем сотруднике издания, ставшем при жизни легендой пермской фотографии, – Владимире Бикмаеве. Его сотрудничество со «Звездой» началось полвека назад, в далеком 1972 году.

Краевая газета «Звезда», в связи со своим 105-летием рассказывает о старейшем сотруднике издания, ставшем при жизни легендой пермской фотографии, – Владимире Бикмаеве. Его сотрудничество со «Звездой» началось полвека назад, в далеком 1972 году.

– Приношу в редакцию фотографии после орнитологической экспедиции. Там руками всплеснули: «Ты где это такую красоту наснимал?» А фотографий много было, месяц провел в палатке, часами сидел в засаде. В то время такое еще никто не снимал, – вспоминает Владимир Степанович.

И напечатали. Кстати, птиц, природу наш коллега снимает до сих пор. Не так давно полтора часа ждал в засаде, пока лебеди сердце своими изогнутыми шеями сложат. Знакомый фотограф потом попытался повторить сюжет, а ему говорят: «Это у тебя гуси, а не лебеди». Ракурс оказался не тот.

К моменту первой публикации в «Звезде» у Бикмаева за плечами были десять лет фотографического стажа. Начинал еще школьником, в 7 классе. К Бикмаевым в деревню Захарово Сивинского района приехал родственник с фотоаппаратом. Владимир увидел вещицу – глаза загорелись. «На, наведи резкость», – предложил гость.

– Ну, я, завороженный, держу, – вспоминает Владимир Степанович. – Родственнику надоело ждать. «Не получится из тебя фотограф», – говорит. А я про себя сказал: «Да я лучший буду фотограф!» И я добился своего.

Мало кто поспорит, что в жанре фоторепортажа Владимиру Степановичу трудно найти в крае конкурента. «Специалист художественного репортажа» – так Бикмаев определяет свою профессию. Светящиеся счастьем молодожены, ликующий, только что одержавший победу инвалид в кресле, рыбак и сидящая рядом собака, будто застывшие под снегопадом на зимней рыбалке, – фотограф останавливает мгновение лучше любого волшебника из сказки.

– Самое главное в нашей работе – видеть с опережением, – считает Владимир Степанович. – Почувствовал, что сейчас может случиться, – сделал кадр.

Свой первый фотоаппарат мальчик Володя купил в тринадцатилетнем возрасте. Сам заработал на него.

– У нас тогда лайка была. Она меня до школы провожала, потом там ждала, и мы шли обратно. Золотая осень, четыре километра до школы. Идем, а собака белку загоняет. Так я настрелял белок, ондатр, сдал пушнину и купил «Смену-2» за 11 рублей 37 копеек, – рассказывает Бикмаев.

К тому времени Владимир уже знал основы фотографии по книге «Юному фотолюбителю».

– Я всегда много читал. Мама – учительница начальных классов. Со школы изучал журналы и газеты в библиотеке, даже сам выписывал «Советское фото», «Рабоче-крестьянский корреспондент», «Журналист». Смотрел фотографии, учился, – вспоминает Владимир Степанович.

И сегодня у маэстро самая крупная фотографическая библиотека в Пермском крае. А в столицу Прикамья Владимир Бикмаев переехал в 1993 году. Устроился сначала в «Вечернюю Пермь», а в 2002 году официально перешел в «Звезду». Он до сих пор хорошо помнит всех, кто работал в старейшей газете Прикамья:

– Все хорошие, отличные сотрудники. Делали свое дело. Если кто-то начинал халтурить, сам уходил. Понимали, что так нельзя.

Все эти годы, начиная с 1972 года, «Звезда» регулярно печатала работы Владимира Степановича. В первое время – природу и зарисовки из сельской жизни. Когда работал на «Камкабеле» – рабочих и завод. В студенческие годы – студенческую жизнь, съезды ученых, лекции. Во время директорства в школе – село, колхоз и выборы.

Видно, что Владимиру Степановичу, несмотря на десятилетия в профессии, до сих пор все интересно. Выражение «пришел, снял и ушел» не про него. На каждой съемке с людьми поговорит, детали узнает. Фотограф – это не только «кнопочку нажал». Репортажи с награждений и открытий объектов, свадьбы, проводы в армию, природа, городской пейзаж – что только не снимал Бикмаев.

Алтай и Кавказ, Северный Урал и Сибирь, строительство «Северного потока». Даже землю с воздуха фотографировал, когда прыгал с парашютом (в молодости фотограф получил второй разряд по парашютному спорту) и животный мир Памира, куда ездил в ботаническую экспедицию. Весь Пермский край исколесил в автопробегах с севера до юга. Но самая тяжелая съемка была – похороны родного младшего брата. Далеко не каждый профессионал на такое решится.

– Сначала я не хотел брать на похороны фотоаппарат. Потом думаю, а что если родня спросит, где фотографии? Ты же, скажут, фотограф. Снимал. Для себя, для истории семьи. Трагедия человеческая – это тоже репортаж. И в трагедии можно найти определенную красоту, эстетику, – рассуждает Владимир Степанович и все равно мрачнеет. До сих пор больно.

Выставки «Писатели Прикамья» (12+), «Пермь и пермяки» (0+, открыта на Пермском пороховом заводе), «Библиотека в лицах» (0+), «Победа» (14+) – на счету мастера уже 75 персональных серьезных выставок. Советских, российских и зарубежных – более трехсот. Фотографии Владимира Степановича выставлялись не только в странах соцлагеря, но дошли до Оксфордского университета. Там были выставлены работы из проекта «Человек родился» (16+).

Этот проект Бикмаев придумал сам. Сначала две месяца договаривался о съемках, потом два месяца снимал в роддоме – рожениц, уже молодых мам, младенцев. Для 90-х годов это была не просто смелая – революционная идея съемок. Звали на открытие выставки в Оксфорд, но фотограф паспорт в свои 45 лет вовремя не поменял. А денег, чтобы заплатить штраф и сделать новый документ, не нашлось. Тяжелые были времена. Так и не увидел далекую Британию. Но Владимир Степанович смот­рит на жизнь философски и с оптимизмом:

– Все трудности, когда они проходят, уже не считаешь за трудности. Если ты цел, невредим, то все в порядке.

Владимир Степанович Бикмаев. Член Союза журналистов России и член Союза фотохудожников России.
Родился 29 июня 1948 года в деревне Захарово Сивинского района. В колхозе работал с 12 лет, в старших классах – комбайнером и трактористом. В 70-е годы окончил Пермский педагогический институт по специальности «Биология», позже – факультет общественных профессий (ФОБ) Пермского политехнического института. Прошел курс в школе фоторепортажа при Доме журналиста (1971–1973).
Печатался в пермских и центральных изданиях: в журналах «Юность» (16+), «Бизнес-матч» (18+), «Огонек» (18+), «Форбс» (16+), «Наш современник» (16+), в газетах «Советская культура» (16+), «Комсомольская правда» (18+), «Российская газета» (16+).
Главные награды за участие в фотовыставках: диплом Международного конкурса «За социалистическое фотоискусство», Югославия, ГДР (1975); диплом V Международного биеннале «Ребенок», Польша (1990); приз Международного фотоконкурса «Кодак мастер», Москва (1992); участник World Press Photo 08, второй тур, каталог (2008); участник третьего фотобиеннале современной фотографии, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (2014); лауреат премии имени Гайдара (2016); Орден Достоевского третьей степени, Министерство культуры (2018).

Елена Сергеева
Фотографии Владимира Бикмаева.