СВО
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
04.05.2024
16+
Архив

Самые народные артисты: любительские театры Прикамья встретились на фестивале в Очёре

Самые народные артисты: любительские театры Прикамья встретились на фестивале в Очёре
Краевой фестиваль любительских коллективов «На театральной волне» состоялся в рамках проекта «59 фестивалей 59 региона» в Очере 19-20 марта 2022-го. Прошел праздник Мельпомены под эгидой Пермского народного дома творчества «Губерния».

Краевой фестиваль любительских коллективов «На театральной волне» состоялся в рамках проекта «59 фестивалей 59 региона» в Очере 19-20 марта 2022-го. Прошел праздник Мельпомены под эгидой Пермского народного дома творчества «Губерния».

И что знаменательно: в этом году – 215-летний юбилей Очерского театра, первого на Урале. В 1807 году приказчик Очерского железоделательного завода Афанасий Прядильщиков добился разрешения графа Строганова выделить помещение пустующего склада под певческий театр.

И пусть он получил от ехидных современников вызывающее улыбку название – «комедийный сарай». Но именно из него, как литература из гоголевской «Шинели», вышла знаменитая на весь мир театральная Пермь, которая до сих пор для нас «сильнее страсти, больше чем любовь».

Первые очерские театралы ставили отрывки из опер, хоровые и драматические произведения. Крепостные актеры предпочитали сюжеты понятные, может быть, на современный взгляд, немного наивные, но которые можно было разыграть шумно и весело. И, безусловно, поучительные, раскрывающие русский характер с его лукавой насмешливостью, святой верой в чудо, презрением к унынию…

Так что место для проведения фестиваля было выбрано самое подходящее. Конечно, спектакли игрались уже не в сарае. Современная сцена Очерского ЦДК – уютное прибежище талантов. И актеры уже не крепостные, а в хорошем смысле этого слова раскрепощенные – смелые, артистичные, ищущие новое, но и не сбрасывающие с «парохода современности» хорошо забытое старое. Традиции живут и крепятся!

В этом, например, убедила зрителей постановка любительского театра из Ильинского «Семейство Старичковых» (режиссер Ангелина Кокаровцева), основанная на пьесе Федора Иванова. Известный драматург, друг Жуковского и Мерзлякова, написал ее приблизительно в те же годы, когда зарождался Очерский театр. И что удивительно: ведь больше 200 лет прошло, а неистребимая вера нашего народа в любовь, справедливость и «доброго царя» остается неизменной…

В глубину веков погрузилась и постановка «Анна Ивановна меняет профессию» (театральная студия «Воскресенье» села Частые, режиссер Наталья Савоник) по одноименной пьесе Эвелины Пиженко. Но само название отсылает к знаменитой комедии Гайдая на мотив булгаковского «Ивана Васильевича». Сюжет – тот же, только персонажи – женщины.

То есть, юмор – добрее, музыка – быстрее, танцы – зажигательнее, а аплодисменты зрителей – громче. Все-таки если б в прошлое попали не занудный общественник Бунша с жуликом Милославским, а красавицы-актрисы из Частых, они бы точно за отведенное им короткое время постарались сделать столько хороших дел, что было бы не стыдно возвращаться в настоящее.

А актеры Очерского народного театра поделились со зрителями оригинальным опытом выживания в наших непростых условиях через спектакль «Стальной стриптиз от настоящих мужчин» (реж. Татьяна Поносова) по пьесе Бориса Бужора. Нет-нет, ничего пошлого на сцене не происходило. Тут стриптиз – скорее аллегория. Заводы закрываются, рабочие увольняются…

Обидно и грустно, что настоящим мужикам и труженикам волей обстоятельств приходится становиться стриптизерами, не от хорошей жизни, понятно… Но зато и гордость просыпается за этих работяг, потому что они-то стриптизерами быть смогут, а стриптизеры сталеварами – нет!

Представьте гламурного супруга Наташи Королевой Тарзана, пусть и бывшего офицера Советской Армии, в горячем цеху, в промасленной спецовке – бр-р… Ну, и кто тут настоящий мужчина? Женская половина зрительного зала в Очере была стопроцентно уверена: конечно, вон те родные парни в спецовках – и на сцене, и в жизни…

Коллектив народного театра «Маски» из Куеды (режиссер Елена Кузнецова) привез на фестиваль комедийный спектакль «Кадриль» по пьесе Владимира Гуркина. И не ошибся – выбор выигрышный во всех отношениях. Во-первых, занимательный сюжет. Во-вторых, Гуркин – автор сценария одной из популярнейших кинолент «Любовь и голуби» (16+).

Его произведения утоляют тоску современного человека по доброму юмору, непосредственным характерам, что остались только в деревенской глубинке. Но этого было бы не совсем достаточно для успеха, если бы не подкупающая легкость игры куединских артистов, которым чужда скучная жизнь, закованная в строгие «кандалы» сценария.

Старая как мир проблема отцов и детей пересекается с современной дилеммой реальной и виртуальной жизни в спектакле «Это все она» (16+) по пьесе Андрея Иванова (постановка авторского молодежного театра «Семь пятниц», г. Очер, режиссер Роман Чечкин). Пьеса, надо сказать, смелая, но трудная.

Не столько для понимания, сколько для усвоения, и тем более для постановки. Если разобраться, в общем-то, незамысловатые идеи зашифрованы в нарочито сложных диалогах. Но Роман Чечкин легких путей в искусстве не ищет, и он справился с задачей на твердую «пятерку». Еще бы – с таким-то коллективом!

Спектакль смотрелся на одном дыхании и оставил зрителей в размышлениях: отдаляются поколения друг от друга или наоборот? Можно ли скрыться от забот по ту сторону действительности или все же виртуальная реальность сама по себе далека от простых мирских истин, и искать их там, значит черпать пустоту? Единственное, что немного резало слух – обилие даже не ненормативной, а, скажем так, не слишком приличной для ушей публики лексики. Особенно, людям старшего поколения. Но раз уж без нее не обойтись на сцене, что поделать…

Хотя смею предположить, что, к примеру, Чехов или Симонов были тоже прекрасно осведомлены о нецензурных перлах русского языка и в критической ситуации могли такое завернуть, что даже известные литературные матерщинники Пелевин с Сорокиным в обморок бы упали, а не то что современная молодежь. Но только, повторюсь, в критической, и уж точно не на сцене и не при женщинах и детях. Даже при спасительном значке «16+» на афише.

Но это мое старомодное мнение… Зато игра молодых актеров – была просто потрясающей, это признали все: и стар, и млад, и, главное, жюри.

– Пережил массу волнительных эмоций: где-то от души посмеялся, где-то тихо взгрустнулось, – рассказал корреспонденту «Звезды» член жюри фестиваля, пермский писатель и драматург Михаил Мелехин. – Ни на минуту не отвлекся от сцены – все спектакли были по-своему интересны. Радостно, что у нас в Прикамье такие талантливые театральные коллективы. Любительские – по форме, но профессиональные – по содержанию! Хочу выразить огромную благодарность администрации округа и всем очерцам за теплый прием. Особенно, Татьяне Леонидовне Поносовой – режиссеру народного театра, который получил гран-при фестиваля. Убедился в очередной раз – здесь живут, творят и приносят людям радость достойные потомки тех первых строгановских актеров, что подняли театральную волну в далеком 1807 году.

Максим Шардаков
Использовано фото Андрея Годовалова: сцена из спектакля «Анна Ивановна меняет профессию».