Режиссер – Федор Федотов, сценографы – Филипп Шейн, Алан Мандельштам, Алексей Хорьков (свет), композитор и саунд-дизайнер– Андрей Платонов, видеоинженер – Владимир Гущин.
Одна из фишек фестиваля – уход из традиционного театрального зала. «Залом» может стать все, что угодно. Документальный театр «Римини Протокол», который приезжал на Дягилевский несколько лет назад, предпочитает создавать спектакли в самых неожиданных локациях – на кладбище, например. В 2023-м Фестиваль сделал постановку на судостроительном заводе, что на Водниках, – в антураже заводской промышленной и природной зоны. В прошлом году эстафету принял пермский завод «Сибур-Химпром» и пока не собирается уходить из фестивальной афиши.
На Дягилевском-2025 в виде сценического пространства он использовал помещение ангара для хранения готовой продукции. Здесь выстроены семь инсталляций, и зритель проходит/путешествует/созерцает эти экспозиции в определенном порядке. Получился сайт-специфик, но не в открытом городском пространстве, а в закрытом помещении закрытого от публики действующего химического предприятия. Для работы режиссер Федор Федотов выбрал очень специфический материал.
Название «Седьмая печать» отсылает к классическому фильму великого шведа Ингмара Бергмана. Режиссер обращается даже не к сценарию фильма, а к литературному первоисточнику – пьесе 36-летнего режиссера «Роспись по дереву», которую он написал для постановки со своими студентами в театральной школе. В ее основе – детские воспоминания о пребываниях в сельских церквах, впечатления от интерьеров, алтарной живописи, от фресок с образами смерти, грешников и святых. И в пьесе, и в фильме режиссер исследует важный и сущностный вопрос: «Для чего человек пришел в этот мир? В чем смысл его жизни?».
Уже на пути к заводу, в автобусе, начинается погружение спектакль. Музыка, носящая ритуальный характер, отсылает нас в средневековье.
В трансляции звучат диалоги главного героя – рыцаря Антониуса и Смерти. Играя в шахматы со Смертью, Рыцарь получает отсрочку от неизбежного конца, чтобы попытаться еще раз найти ответы на мучающие его вопросы. Искать предстоит в большом замкнутом пространстве промышленного ангара. Здесь художник Филипп Шейн выстроил семь инсталляций, обозначающие разные места действия. По ним путешествует главный герой и его слуга. За ними следуют зрители.
Инсталляция номер один – это дверной проем с дверью. Здесь происходит первая встреча со Смертью. На «сцене» – профессиональные танцовщики. Они не исполняют хореографический рисунок, а лишь обозначают движения, намекают на них.
Следующая инсталляция – большой экран с демонстрацией горящей жидкости. Огонь постепенно завоевывает все большую площадь, его языки эффектно отражаются в блестящей плоскости пола. В эту картинку вписан силуэт женской фигуры, движущейся на фоне огня. Еще дальше – жилище девы Марии в окружении книжных фолиантов с сухим деревом на деревянном помосте. В нем узнаваемая детская кроватка… Путешествие завершается эффектным танцем, в котором принимают участие все герои спектакля.
Сайт-специфик «Седьмая печать», где сделана попытка совместить саундтрек Андрея Платонова и написанные Бергманом диалоги, видеоряд и пластическое действо, носит явный лабораторно-экспериментальный характер. Только фестиваль может позволить себе подобное.