Бюджет – на развитие
Комментируя вопрос изменений в бюджет города Перми на 2024-2026 годы, заместитель главы администрации города Яна Фурман рассказала, что изменения касаются увеличения доходов и расходов бюджета в 2024 году на 1,1 млрд рублей, в 2025 году – на 543 млн рублей, в 2026 году – на 586 млн рублей. Дополнительные доходы направят, в частности, на реконструкцию здания и оснащение школы по ул. Целинная, на строительство школы в микрорайоне ДКЖ, на расселение аварийного жилья, на благоустройство 29 дворовых территорий в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды».
Также средства будут направлены на изъятие земельных участков для строительства автомобильной дороги по ул. Монастырская, на оборудование учреждений спорта и образования для обеспечения антитеррористической защищенности и на содержание мест накопления твердых коммунальных отходов (ТКО). Как отметила первый заместитель председателя Пермской городской думы Наталья Мельник, с учетом перечисленных изменений дефицит бюджета города в 2024 году не изменится и составит 245 млн рублей.
По словам председателя Пермской городской думы Дмитрия Малютина, выделение дополнительных средств идет на самые востребованные направления.
– Более 2 млрд рублей в ближайшей трехлетке планируется изменить как в доходной, так и в расходной части. Это хорошо, что мы собираем больше доходов, идет рост по НДФЛ и другим источникам. Понятно, что вслед за этим мы балансируем и расходную часть. Строительство двух школ, снос аварийного и ветхого жилья, а также ремонт дворов – это очень востребованные у жителей вопросы. Нужно двигаться вперед, решать все вопросы, необходимые для устойчивой жизни и развития города, – считает председатель Пермской городской думы.
Зелёный свет электротранспорту
Депутаты поддержали предоставление льгот владельцам электромобилей. С 1 сентября 2024 года они получат право на бесплатную стоянку в течение двух часов после въезда на муниципальную платную парковку, а также скидки до 35 процентов на покупку парковочных абонементов. Для получения льгот необходимо будет внести свой электромобиль в специальный реестр.
По мнению депутата Арсена Болквадзе, развитие электротранспорта как наиболее экологичного является приоритетом властей, в том числе и на федеральном уровне. И в этом плане Пермь движется в тренде.
– Создаются условия для благоприятного использования электрического автомобильного транспорта, и сегодняшнее решение думы – это своеобразный «пробный шар». Мы хотим посмотреть, насколько льгота будет востребована и будет стимулировать переход на электромобили. В миллионном городе качество окружающей среды требует внимания, и поддержка развития электротранспорта – одна из тех мер, которые позволяют снизить загрязнение воздуха в центре города, – считает депутат.
Дмитрий Малютин, председатель Пермской гордумы:
– За последние семь лет в Перми доля автомобильных дорог, имеющих исправную ливневую канализацию, не превышала шести процентов. Как доложила администрация, для кардинального решения этой проблемы необходимо 116 млрд рублей – это более чем два городских бюджета. Конечно, таких денег сейчас нет, поэтому пока «бьем по хвостам» – не модернизируем систему, а латаем дыры. Но даже в этой ситуации надо обратить внимание на качество проводимых работ. Ведь комфорт проживания в городе во многом зависит и от качества работы ливневой канализации. Поэтому предлагаю администрации усилить работу по мониторингу нормативного состояния ливневки, проработать возможность включить соответствующий показатель конечного результата в муниципальную программу и обеспечить его положительную динамику.
Внимание – ТКО и ливнёвке
В рамках Часа депутата были рассмотрены две важных темы городского хозяйства. В частности, городские парламентарии обсудили тему обращения с ТКО и ликвидации несанкционированных свалок. Заместитель главы администрации города Перми Игорь Субботин рассказал, что на территории Перми размещено 3433 места накопления ТКО. Из них 1412 мест содержатся управляющими организациями за счет средств собственников помещений многоквартирных домов, 243 площадки в индивидуальной жилой застройке, 1778 – за счет средств предприятий и организаций.
Работы по ликвидации свалок с 2023 года осуществляет МБУ «Полигон». В 2023 году в Перми ликвидировано 162 несанкционированные свалки общим объемом около 13 тысяч тонн, в 2024 году запланирована уборка порядка 6,5 тысячи тонн. Как обратил внимание заместитель председателя Пермской городской думы Максим Спиридонов, парламентарии провели анализ лучших муниципальных практик по этим вопросам, и у Перми есть как сильные стороны, так и те, над которыми стоит поработать.
– В Перми в сравнении с другими сопоставимыми городами самая большая стоимость содержания мест накопления ТКО. Происходит это потому, что у нас городской бюджет платит за вывоз отходов, которые к ТКО не относятся: старые автопокрышки, строительные отходы, срубленная поросль и т. д. В ряде других городов обязанность оплачивать вывоз этого мусора возложена на регоператора. Другой интересный опыт – это разный тариф на разные виды отходов, потому что утилизация веток и автопокрышек требует разных затрат. Поэтому мы попросили администрацию изучить этот опыт, и, возможно, что-то применить. Но у нас есть и плюсы. В частности, предприятие «Полигон», которое занимается ликвидацией несанкционированных свалок и захоронением отходов на полигоне «Софроны», работает неплохо. У нас стоимость ликвидации одной тонны мусора с несанкционированной свалки существенно ниже, чем в других сопоставимых городах, – отметил Максим Спиридонов.
Также депутаты рассмотрели отчет городской администрации о работе по обеспечению нормативного состояния и модернизации системы ливневой канализации. Как рассказал заместитель главы администрации Перми Игорь Субботин, общая протяженность сети пермской ливневки – порядка 445 км. Из них 180 км находятся на балансе МБУ «Полигон». Еще 60,6 км – бесхозяйные сети, переданные на обслуживание в МБУ «Полигон». 204 км сетей нуждаются в обследованиях, паспортизации, определении балансовой принадлежности.
По словам Игоря Субботина, для пермской ливневки характерен ряд проблем: она представлена фрагментарно, не все стоки поверхностных вод очищаются. Значительная доля сетей ливневой канализации является бесхозяйной, а бюджетное финансирование направлено на решение текущих проблем, а не на развитие системы. Сейчас потребность в финансировании на содержание сетей составляет около 225 млн рублей, а сумма капитальных вложений в перспективное развитие сети ливневой канализации до 2034 года составляет 116 млрд рублей.
Планируется установить тариф на водоотведение поверхностных сточных вод, что позволит расширить возможности по содержанию сетей, а также финансировать затраты на реконструкцию и строительство новых объектов системы ливневой канализации за счет инвестиционной надбавки к тарифу.