Первая профессия
Несколько видов деятельности в этом направлении ведет КГАУ «Центр опережающей профессиональной подготовки Пермского края» (ЦОПП) – региональная организация, подведомственная Министерству образования и науки Пермского края. Работа начинается с профориентационного тестирования, после которого специалист центра проводит консультацию с детьми и их родителями, чтобы взрослые понимали, в какой профессиональной сфере находятся интересы ребенка.
Для школьников проводятся профориентационные игры, разработанные совместно с работодателями региона, в формате диалога проходят прямые трансляции с участием представителей предприятий и профессиональных образовательных учреждений Пермского края, организуются экскурсии и профессиональные пробы на промышленные предприятия.
При поддержке губернатора Пермского края Дмитрия Махонина и Министерства образования и науки Пермского края центр реализует проект «Первая профессия».
– По этому проекту ребята, еще обучаясь в школе, получают свою первую профессию. В зависимости от потребностей муниципалитета или работодателя на базе профессиональных образовательных организаций мы организуем обучение школьников рабочим специальностям. После положительной сдачи итоговой аттестации они получают документ установленного образца, дающий им право на дальнейшее трудоустройство. Знакомство с предприятиями во время прохождения обучения позволяет связать свой профессиональный путь с малой родиной, – объясняет заместитель директора КГАУ «ЦОПП Пермского края» Евгения Патракова.
Пермская разработка
В прошлом году центр начал использовать новый формат работы – профориентацию школьников через виртуальную реальность. Программный продукт под названием «ПрофЛаб ВР» разработала пермская IT-компания «Тенлаб».
– Изначально мы разрабатывали сложные VR-тренажеры для сотрудников крупных промышленных предприятий. Проблема у всех была одна – нехватка кадров, сложное обучение будущего персонала. Все люди – визуалы, поэтому лучше погрузить человека в среду, показать технологический процесс, что произойдет, если он, например, нарушил технику безопасности или пренебрег регламентами, – объясняет коммерческий директор «Тенлаб» Василь Каюмов. – Кроме того, мы поняли, что ниша, связанная с разработкой отечественного VR-контента, практически не занята. А в этой сфере у нас больше всего навыков, поэтому мы решили положить все усилия на создание профориентационных материалов.
Так появилась программа, погружающая ребят в различные профессии и дающая им понимание того, кем они могут стать в будущем. Для работы с ней необходимы шлем виртуальной реальности и программное обеспечение. После небольшой теоретической части пользователь надевает VR-шлем и начинается практика с конкретными заданиями в зависимости от выбранной специальности. Например, оператор БПЛА перед тем, как начать управление дроном, должен его починить.
Определением перечня профессий, в зависимости от потребностей муниципалитетов и работодателей Пермского края, а также написанием к ним сценариев занимаются сотрудники ЦОПП. На базе профессиональных образовательных учреждений в оборудованных мастерских проходит видеосъемка, а затем разработчики перекладывают технологический процесс той или иной компетенции на VR-технологии, визуализируют его.
Три региона
Сейчас доступны сценарии для семи компетенций: «Оператор БПЛА», «Продавец продовольственных товаров», «Химик-эколог», «Капитан среднего судна», «Дояр механизированного доильного зала», «Сварщик оптического волокна» и «Лабораторно-химический анализ».
В процессе разработки – «Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики», «Электромонтажник», «Стоматолог», «Сварщик механизированной сварки в защитном газе» и «Специалист по работе с клиентами». По словам Василя Каюмова, база профессий постоянно пополняется, и задача разработчиков – довести количество специальностей до ста.
Кроме того, в тестовом формате ведется сбор статистики о том, как пользователь прошел обучение: насколько быстро, какие действия предпринимал, как часто возникали ошибки.
– Через это придет понимание, интересно ли ребенку, какие потенциальные профессиональные навыки у него уже развиты и подходит ли он под эту профессию. Более того, мы сможем оперировать конкретными цифрами: сколько детей с предрасположенностью к техническим специальностям обучаются в той или иной школе, чтобы работодатели могли присматриваться к потенциальным сотрудникам. И образовательным учреждениям станет проще, они будут понимать, на чем делать акцент.
Также мы заинтересованы в том, чтобы обучать педагогов в школах пользоваться виртуальной реальностью. Это повышает общую подготовку и знания людей, – объясняет Василь Каюмов.
Использовать программу можно и непосредственно в образовательных организациях, школы Прикамья уже включились в этот процесс. По словам Анастасии Оняновой, руководителя структурного подразделения «Точка роста» Савинской средней школы, сейчас занятия проходят в формате мастер-классов и внеурочной деятельности, а с нового учебного года их планируется ввести в систему в рамках программы профминимума для учеников 6–11-х классов.
– Ребятам очень нравятся эти занятия. Во-первых, не надо никуда ехать, все проходит на базе нашей школы. Во-вторых, VR-шлемы популярны у детей и интересны им, – говорит педагог.
Добавим, что разработкой пермяков пользуется не только ЦОПП Пермского края, но и Центры опережающей профессиональной подготовки Республики Татарстан и Ярославской области. И в целом профориентационными мероприятиями воспользовались порядка семи тысяч школьников из трех регионов страны.