О пользе поездок на электричке
Одним из первых мероприятий на посту главы региона стало путешествие Дмитрия Махонина на электропоезде от Голованово до Перми I. Он остался недоволен: вокзал закрыт, автобусов для пересадки с электропоездов не хватает.
В результате ранее закрытый для движения поездов участок от Перми II до Перми I не просто вновь открылся, но и приобрел новую жизнь. По нему пошли современные «Ласточки» и «Финисты», открылись новые направления, к примеру, на Гайву. А прямо сейчас ведутся работы по обустройству нового остановочного пункта «Попова» у Коммунального моста, началось возведение высоких платформ на станции «Пермь I». Также в планах – запуск электропоезда в Закамск.
Меньше шансов вернуться было у пермского троллейбуса: ни технической, ни экономической возможности для этого не было. Но и здесь произошло воскрешение, правда, место троллейбуса занял более современный вид транспорта, не привязанный к проводам электробус. Символично, что новый электротранспорт отправили на новый маршрут в новый городской микрорайон.
Вместе с тем за время руководства Дмитрия Махонина было заключено концессионное соглашению по развитию трамвайного хозяйства Перми. В его рамках выполнен ремонт десятков километров путей, поставлены 44 новых трамвая, это почти половина от всего трамвайного парка Перми. Словом, электротранспорт вышел на новую стадию своего развития.
Начальник штаба
Едва начертив первые задачи и приступив к их выполнению, Дмитрий Махонин, как и все мы, оказался в условиях ковидного апокалипсиса. Коронавирус и связанные с ним жесткие ограничения коснулись всех сфер жизни более чем на полтора года. Вопросы регионального развития на время объективно уступили место первоочередной задаче спасения человеческих жизней.
Ограничительные меры и контроль их соблюдения, переоборудование больниц в ковидные отделения, организация вакцинации, введение мер поддержки для пострадавших от пандемии сфер бизнеса – временами казалось, что борьба с COVID-19 поглощает если не 100, то 99 процентов времени работы главы региона.
В самый разгар пандемии, в сентябре 2020, Дмитрий Махонин избавляется от приставки «и. о.», набрав на выборах более 75 процентов голосов избирателей. Впереди были еще новые волны ковида и новые ограничительные меры. И все же постепенно проявления болезни становились менее агрессивными, ее выявляемость падала, люди постепенно возвращались из квартир в офисы, и в конце 2021 года COVID-19 почти полностью выпал из списка первоочередных вопросов в региональной повестке.
Но через пару месяцев начинается специальная военная операция – и вот перед губернатором стоят уже совсем другие вызовы и задачи. Работа в изменившихся экономических условиях, организация мобилизационных мероприятий, поддержка участников спецоперации, поддержка предприятий оборонного комплекса…
Плановый и спокойный режим – это точно не про период Махонина. Пожалуй, еще ни одному региональному руководителю в истории Прикамья не выдавалось испытать на себе подряд столько кризисных ситуаций, требующих быстрых и непростых решений.
Руководитель проектов
В период руководства Дмитрия Махонина Пермский край активно участвует в национальных проектах и различных программах, привлекает федеральный ресурс на реализацию проектов к 300-летию Перми. Сам юбилей проходит ярко и громко: в соседнем Екатеринбурге отмечают ту же дату, но все сравнения наблюдателей – в пользу Перми.
На карте города растет количество больших строек. В микрорайоне ДКЖ возводится современная детская краевая музыкальная школа на 350 учащихся. Это специальное учебное заведение для музыкально одаренных детей, таких всего девять в стране. На Нагорном при Махонине начинается и завершается строительство краевой инфекционной больницы. Это современный комплекс, где для лечения пациентов продумано все для мелочей. В социокультурном пространстве «Завод Шпагина» разворачивается строительство Пермской художественной галереи. В новом современном здании площадь – в семь раз больше, чем было на предыдущей площадке. Кроме места для экспозиции здесь также возводят залы для занятия творчеством, библиотеку, научный архив. Здание новой галереи достроят, ориентировочно, в этом году, после чего она будет поэтапно вводиться в эксплуатацию.
В Перми полным ходом идет преображение долин малых рек Егошиха и Данилиха и городских лесов. Кроме экологического восстановления территорий здесь возводят новые экологические тропы, визит-центры, детские площадки.
Активно строятся новые дороги: городская магистраль Карпинского – Крисанова призвана значительно улучшить ситуацию с трафиком в Индустриальный район. В активной стадии реализации – трасса ТР-53 в Мотовилихе и улица Строителей в Дзержинском районе Перми. Начаты подготовительные работы по строительству третьего моста через Каму и реконструкции центральной улицы Индустриального района – Мира.
Дороги строятся и реконструируются и за пределами краевого центра: реконструирована магистраль Пермь – Ильинский, завершилось строительство обхода Чусового, приближается к финишу реконструкция трассы Березники – Соликамск, после чего преодолеть расстояние между городами можно будет за десять минут.
Разумеется, мы отметили только знаковые инфраструктурные и дорожные объекты, в перечне их – сотни. Масштаб строительства – колоссальный. У наблюдателей были опасения, что после празднования юбилея Перми темпы строек замедлятся, но скептики были неприятно удивлены.
Личная ответственность
Правила игры и система координат сегодня таковы, что многие проекты зависят от федерального финансирования. В этом смысле Дмитрий Махонин вполне успешно зарекомендовал себя и как лоббист интересов края на уровне федерации, и как контролер по срокам и качеству реализации этих проектов. Очевидно, что в новых условиях взаимодействия с федеральным центром потребовалась и тонкая перенастройка региональной системы. Перераспределение полномочий между муниципалитетами и региональной властью в пользу последней – объективная необходимость в условиях личной ответственности губернатора за средства, расходуемые в том числе на проекты в территориях.
Дмитрий Махонин за свои четыре года управления регионом обходился без кадровой чехарды, все решения по ключевым постам принимались взвешенно и точечно. Интересно, что даже при наличии претензий к тому или иному чиновнику или управленцу, тот, как правило, всегда получал второй шанс. Одни, как мэр Кизела Андрей Родыгин, им воспользовались. Бывшие главы Соликамска и Перми – нет.
Отдельная глава в работе Дмитрия Махонина – решение проблемы долгостроев. И речь не только о жилых комплексах – тут, в том числе благодаря федеральным механизмам, проделана огромная работа (в начале было порядка 70 проблемных объектов, осталось – семь, с ними власти планируют разобраться в ближайшее время). Сложнее с проектными долгостроями. Взять, к примеру, тот же зоопарк на Нагорном, строить который начали еще в период губернаторства Виктора Басаргина. Ошибки в проектировании и банальное хищение выделенных на стройку средств привело к целой цепочке проблем, которые нынешний губернатор вынужден решать практически в ручном режиме. Прогресс идет, только на текущей неделе введено в эксплуатацию 11 объектов. Открыть двери зоопарка для посетителей планируется в следующем году.
Впереди у Дмитрия Махонина решение новых интересных задач. В числе приоритетных, например, создание условий для подготовки кадров для промышленных предприятий (в том числе оборонного комплекса), реновация территорий с помощью механизма комплексного развития территорий. Процессы уже запущены, результаты можно будет оценить в обозримом будущем.
Пермский край и в особенности краевая столица уже существенно преобразились. Запуск строящихся сегодня дорожных магистралей и завершение крупных строек дадут новый виток развитию города и региона. Каким будет этот виток – увидим. И обязательно напишем.