СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
16.10.2024
16+
Архив

Лыжню – Колчиной: как олимпийские боги уступили упорству и таланту пермячки, едва не умершей от чахотки

Лыжню – Колчиной: как олимпийские боги уступили упорству и таланту пермячки, едва не умершей от чахотки
Сравнивать эпохи, безусловно, дело неблагодарное, время не стоит на месте: спорт развивается, старые рекорды бьются. Но все равно трудно себе представить, что многие нынешние звезды лыжного спорта, зависимые от погоды, смазки и Инстаграма, сумели бы без допинговых терапевтических исключений, на деревянных лыжах, с бамбуковыми палками, в костюмах, в которых впору картошку окучивать, да по ненакатанной лыжне показывать высокие результаты.

Сравнивать эпохи, безусловно, дело неблагодарное, время не стоит на месте: спорт развивается, старые рекорды бьются. Но все равно трудно себе представить, что многие нынешние звезды лыжного спорта, зависимые от погоды, смазки и Инстаграма, сумели бы без допинговых терапевтических исключений, на деревянных лыжах, с бамбуковыми палками, в костюмах, в которых впору картошку окучивать, да по ненакатанной лыжне показывать высокие результаты.

А вот в то, что Алевтина Колчина на современных стартах обставила бы их всех на «ура», верится запросто. И великие Тереза Йохауг, Стина Нильссон и наша Наталья Непряева не раз слышали бы за спиной бодрый вскрик Алевтины: «Хоп – даешь лыжню!» Многие специалисты согласятся с утверждением, что именно Колчину следует признать лучшей лыжницей в истории отечественного спорта, если считать удельное количество выигранных медалей на Олимпийских играх и чемпионатах мира. Ни больше ни меньше.

А в конце минувшего года уроженка поселка Павловского Очёрского района Алевтина Павловна Колчина отпраздновала свое 90-летие.

С того света – на пьедестал!

Ее детство пришлось на военное лихолетье. Отец, Павел Бакилин, в 1942 году погиб на фронте, оставив сиротами девятерых детей мал мала меньше. И так-то жизнь была несладкой, а тут еще доктора обнаружили у Али прогрессирующий туберкулез.

На усиленное питание рассчитывать не приходилось, лекарств в ту пору не хватало даже раненым, и девочку положили в палату для безнадежных. Единственной, кто не верил в страшный вердикт врачей, была бабушка. Она каждый день приходила в больницу и с ложечки кормила Алю барсучьим жиром. Народное средство, на вкус отвратительное, оказалось спасительным: к весне, когда страдающие чахоткой обычно умирают, Алевтина стремительно пошла на поправку.

В победном мае 1945-го Алю отправили набираться сил в только что восстановленный крымский санаторий, где лечились герои войны. На всю Молотовскую область была выделена лишь одна путевка, и ее получила Аля Бакилина! Через два месяца, проведенных у Черного моря, ее было не узнать. Врачи разводили руками, не веря в чудо: «Да ты здорова, девонька!»

Еще толком не поправившись, Аля поступила в «фазанку» – Павловское ремесленное училище, куда зимой запросто бегала на лыжах. Каждый день, туда и обратно, по шесть километров… Эти кроссы попались на глаза инструктору по физкультуре, который рискнул заявить хрупкую студентку на районные соревнования.

Гонку Алевтина выиграла, и ее в составе эстафетной команды направили на областной чемпионат. Бежавшая на первом этапе Аля лидером передала эстафету своей подруге, но та растеряла преимущество. Третья девочка была готова еще хуже, поэтому тренер решил пойти на хитрость: поставил Алю еще и на заключительный этап.

– Физрук был в длинной кавалерийской шинели, за которой на старте мы укрывались от ветра. Выпорхнула я из-за нее, словно птичка, вихрем понеслась по лыжне и пришла к финишу первой, – вспоминает Алевтина Павловна.

Проигравшие подали протест: дескать, налицо «подстава», мы же видели, эта девчонка дважды финишировала. На судейской коллегии со скепсисом оглядели миниатюрную павловчанку и вынесли вердикт: «Да что вы нам голову морочите, эта худышка никак не могла бы осилить шесть километров!» Невероятно, но факт: меньше года прошло между тем, как Алевтина одной ногой практически стояла на том свете, и лучшим результатом сезона во всем Прикамье!

После ряда побед перспективную девушку отправили учиться в столичный физкультурный. Без копейки в кармане, с фанерным чемоданчиком в руке Алевтина пешком прошагала до станции Верещагино 35 километров. Как оказалось, навстречу славе.

Сроднила лыжня

В Москве даже видавшие виды тренеры диву дались таланту и неутомимой работоспособности уральской спортсменки. Ее результаты росли как на дрожжах, и неудивительно, что Алевтина вскоре оказалась в стане сборной страны. Там же и любовь свою встретила первую и единственную.

А где еще лыжница, распорядок дня которой умещался в рамки «тренировки – старты – тренировки», могла ее повстречать? Только на лыжне! Павел Колчин был ровесником Алевтины, но к тому времени уже стал чемпионом СССР.

– С первого взгляда влюбилась, – рассказывала Алевтина Павловна. – Увидала, как он буквально парил по лыжне – аж кисточка на спортивной шапке торчком стояла. И поняла – мой!

А ведь за миловидной Алей ухлестывали толпы поклонников. «Упругий изящный шаг, точеная фигурка и неизменно струящиеся из-под шапки, летящие по ветру густые русые волосы», – примерно так описывали комментаторы тех лет спортсменку из Пермской области. Однако завоевать сердце Алевтины сумел только Павел.

А когда они поженились, стал для Алевтины не только любимым мужем, но и строгим наставником. Колчина сама напросилась тренироваться в его группу, где без поблажек переносила все нагрузки наравне с мужчинами. Даже после того, как у молодоженов родился сын Фёдор (впоследствии известный эстонский лыжник-двоеборец и… музыкант. Увы, ушел из жизни три года назад – ред.).

В 1957 году дети появились сразу у трех лыжниц в сборной. Тогда декретных отпусков не было, молодые мамы продолжали тренироваться. Льгот не получали: хочешь нянчиться с дитём – пожалуйста, но на твое место в сборную очередь длиннее, чем в Мавзолей Ленина. От тяжких нагрузок у двоих подруг Алевтины пропало молоко, и Колчина пришла на выручку: в перерывах между тренировками кормила троих малюток!

И после этого Алевтина Колчина сумела сначала выиграть чемпионат страны, а затем – мировое первенство в финском Лахти. Причем дважды, взяв «золото» в 10-километровой гонке и в эстафете.

И боги сдались…

На трех подряд чемпионатах мира по лыжным гонкам Алевтине Колчиной не было равных. В семи гонках из восьми она одержала победы и лишь в одной уступила, завоевав серебряную медаль. Это уникальное достижение.

Весь спортивный мир поражался, как эта невысокая русская (рост 162 см – ред.) в любой гонке умудряется быть на голову выше остальных. Могучие финки, статные шведки, казалось, вот-вот растопчут миниатюрную советскую лыжницу, но не тут-то было!

На старте Алевтина спокойно пропускала всех вперед, словно давала фору соперницам. А те, обогнав, уже давно забыли про нее, но ближе к финишу чуть в обморок не падали, услышав из-за спины задорное «А-ах!» с требованием пропустить вперед. И, почти не вспотев, Колчина издевательски, как от стоячих, уходила от конкуренток к очередной победе.

…Однако то, что с успехом получалось даже на мировых форумах, на Олимпийских играх превращалось в сущий кошмар. Алевтине никак не удавалось подняться на верхнюю ступень пьедестала, в ее активе были только «бронза» и «серебро». И форма вроде была такая же оптимально боевая, и настрой запредельный. Однако каждый раз будто вмешивались потусторонние силы.

В Кортина-д'Ампеццо за несколько минут перед стартом у нее треснула лыжа. Это сейчас гонщики возят с собой на соревнования горы баулов с дорогостоящим инвентарем, а тогда у Алевтины был всего один комплект. Пришлось бежать на разных лыжах – тут уж не до «золота», до финиша бы дотопать…

В Инсбруке на десяти километрах, где Алевтина лидировала с огромным отрывом, соперница в пылу борьбы задела дужку крепления Колчиной – лыжа отстегнулась и покатилась с холма. Стоявший у трассы двоеборец быстро подал свою, но – длиннющую, плохо смазанную, на которой Колчина кое-как дотащилась… до 7-го места.

А в Гренобле на пути бегущей к «золоту» Алевтины возник черт знает откуда скатившийся на лыжню громадный снежный ком, в который несчастная спортсменка врезалась на всей скорости…

От такого мистического невезения впору было впасть в отчаяние. Сколько ночей проплакала Аля, до крови кусая губы и заливая подушку слезами… Многие спортсмены и после десятой части невзгод, выпавших на долю Колчиной, навсегда бросали лыжи, вешали бутсы на гвоздь или закидывали коньки в самые дальние углы антресолей. Но… Алевтина Колчина родилась на Западном Урале.

На Олимпийских играх 1964 года в Австрии они вместе с Евдокией Мекшило и Клавдией Боярских лихо промчали эстафету, оставив не у дел титулованных соперниц. То-то слез опять было – но уже от радости, конечно! Фото счастливых советских красавиц не сходили с первых полос мировых СМИ. Смилостивились-таки олимпийские боги перед настойчивым старанием Алевтины…

Наша в Прибалтике

Спортивная карьера Колчиной плавно перетекла в тренерскую. В восьмидесятые годы вместе с мужем они обосновались в эстонском городке Отепя. Это сейчас Отепя – ультрасовременная база, излюбленное место для тренировочных сборов у многих национальных сборных. А тогда Колчиным досталась полузаброшенная база «Динамо», которую пришлось восстанавливать практически с нуля, а зачастую и за свой счет.

Их методики тренировочного процесса отличались новаторской смелостью и творческим подходом. Так, именно они еще в пятидесятые годы прошлого века первыми начали применять на тренировках лыжероллеры. Первыми придумали лыжню из опилок, что позволило оттачивать гоночную технику в любое время года. Тогда весь лыжный мир над ними смеялся, а сейчас уже ни одна сборная мира не обходится без колчинских наработок.

Многие спортсмены стремились попасть под опеку Колчиных, которые умели из, казалось, бесперспективных ребят делать звезд. Школу Колчиных так и прозвали – «Фабрика звезд», задолго до того, как это стало телештампом. Среди их воспитанников – двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Веденин, двукратный чемпион СССР Анатолий Шмигун, семикратная чемпионка мира по биатлону Кайя Парве, чемпион Европы Урмас Вяльбе (бывший супруг нынешнего президента Федерации лыжных гонок России Елены Вяльбе – ред.).

Без Алевтины и Павла Колчиных не было бы триумфа эстонских лыж, который случился в первом десятилетии XXI века, когда медали на мировых первенствах брали Кристина Шмигун, Яак Мяэ и Андрюс Веэрпалу.

После распада СССР Колчины остались в Эстонии. Мы слышали, как «любят» русских в странах Балтии, однако простые эстонцы супругов Колчиных приняли с радушием. Им импонировало, что, несмотря на регалии, Колчины – большие труженики, – как и их соседи по хутору, копались в огороде, ухаживали за домашними животными, заготовляли дрова.

А вот с чиновниками случались казусы. Чета ветеранов спорта долгое время жила бедно и не получала пенсий, положенных победителям Олимпиады. Бюрократы, по обыкновению, оправдывались с неприкрытым цинизмом: дескать, супруги защищали честь «тюрьмы народов» – СССР, а не независимой Эстонии. Будто эстонские спортсмены в те времена выступали не под красным флагом…

Павла Константиновича, к сожалению, уже нет на свете. Урна с его прахом не покинула дом, она хранится в серванте в окружении золота наград и кубков, завоеванных любящими супругами. Но он продолжает жить в памяти и россиян, и эстонцев, и всего лыжного мира.

Факты и слухи

♦ Колчина стала первой в мире женщиной, удостоенной почетной медали Хольменколлена. Эта престижная награда – своеобразная лыжная Нобелевка – с 1895 года ежегодно вручается за наилучшие достижения в международных стартах сезона. До Колчиной это был клуб только для мужчин, Алевтина Павловна распахнула его двери и для прекрасного пола: его членами станут еще Раиса Сметанина, Елена Вяльбе, Любовь Егорова, Лариса Лазутина и Юлия Чепалова.

♣ Поселок Павловский (там до сих пор ежегодно проводятся традиционные гонки «Колчинская лыжня») урожаен на гениев лыж. Кроме Колчиной, там выросли чемпион СССР Александр Носов, более двадцати лет возглавлявший сборную по лыжному двоеборью, и лыжник-марафонец Григорий Меньшенин, участник Олимпиады-1998 в Нагано, пятикратный чемпион России, в 2011–2014 годах – старший тренер женской сборной России.

♠ Отец Алевтины Павел Васильевич Бакилин воевал минометчиком в 136-й отдельной стрелковой бригаде и погиб около деревни Зайцево в боях за Ржев. Впоследствии события, происходившие там, легли в основу одноименного фильма режиссера Игоря Копылова.

♥ Говорят, в Колчину, увидев ее на лыжне, влюбился миллиардер Адольф Дасслер – основатель знаменитого спортивного бренда «Адидас». Она вдохновила его на создание новой модели лыж, одну из первых пар которых бизнесмен лично вручил спортсменке.

В 2018 году глава пермского общества филателистов Сергей Филатов выпустил почтовую открытку, посвященную первой олимпийской чемпионке из Прикамья. Ее редакция «Звезды» и отправит в Эстонию с нашими поздравлениями с 8 Марта.

Максим Шардаков
info@zwezda.su
Фото из архива.