СВО
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
01.05.2024
16+
Архив

Пермские судьбы: сын колчаковского генерала Каппеля служил в войсках НКВД

Пермские судьбы: сын колчаковского генерала Каппеля служил в войсках НКВД
В российском календаре есть дата – День памяти жертв политических репрессий. Нам неизвестно, считал ли себя какой-либо жертвой наш сегодняшний герой – история не сохранила его письменных воспоминаний. Точно известно другое: Кирилл Владимирович Строльман отправился добровольцем защищать государство, в котором он разлучился с отцом-военным, которое отправило его мать в Усольлаг, отказало в пенсии его деду. Он честно защищал свою Родину и впоследствии строил и украшал родной город. Жаль, сегодня мы его биографию вынуждены описывать в крайне общих чертах.

Владимир Фёдоров
info@zwezda.su

В российском календаре есть дата – День памяти жертв политических репрессий. Нам неизвестно, считал ли себя какой-либо жертвой наш сегодняшний герой – история не сохранила его письменных воспоминаний.

Точно известно другое: Кирилл Владимирович Строльман отправился добровольцем защищать государство, в котором он разлучился с отцом-военным, которое отправило его мать в Усольлаг, отказало в пенсии его деду. Он честно защищал свою Родину и впоследствии строил и украшал родной город. Жаль, сегодня мы его биографию вынуждены описывать в крайне общих чертах.

Тайна происхождения…

Отцом Кирилла Строльмана был белогвардейский генерал, ранее полковник Генерального штаба Владимир Каппель. В широком общественном сознании это имя по сей день связано со знаменитой психической атакой из классического фильма «Чапаев».

Что касается исторических данных, то главным образом его поминали недобрым словом потому, что в 1918 году он в Казани из-под носа у красных увел часть золотого запаса Российской империи, что крупно помешало экономическому положению молодой Советской республики.

Однако Кирилл Владимирович носил фамилию матери – дочери управляющего Пермскими пушечными заводами до 1917 года (впоследствии завод им. Молотова, позднее завод им. Ленина, сейчас «Мотовилихинские заводы»), горного инженера Сергея Строльмана. С историей любви этой красивой, эффектной четы любой желающий может ознакомиться при прогулке по «Красной линии» Перми.

В декабре 1937 года Кирилл, учащийся третьего курса Пермского строительного техникума, был арестован одновременно с матерью – по подозрению в связях с японской разведкой. Дядю – брата матери, инженера путей сообщения на станции Пермь II – так и расстреляли в 1938-м по обвинению в «диверсионной деятельности».

Обвинения не доказали

Кирилл же за недоказанностью обвинений в 1939 году был освобожден (напомним, что пост наркома внутренних дел СССР в этот период занимает уже Лаврентий Берия, сменивший недоброй памяти Николая Ежова – ред.). Матери повезло меньше – она таки отправилась в лагерь. Мало кто сомневается, что Ольга Сергеевна Строльман подверглась репрессиям именно за своего мужа.

В 1940-м году Строльман-младший восстановился на четвертом курсе техникума. Весной 41-го успешно закончил учебу – за несколько недель до нападения фашистской Германии.

Дипломный проект он защищал 24 июня 1941 года. Защитил с оценкой «хорошо» и получил диплом техника-строителя. В сентябре 1941 года Кирилла Строльмана призвала Рабоче-Крестьянская Красная Армия, и он отправился защищать государство, которое лишило его отца, где отправили ни в чем не повинную мать в Усольлаг на пять лет как социально опасный элемент, а деду-промышленнику отказали в пенсии.

Сегодня можно только догадываться, что ему довелось передумать и что в себе подавить.

…Не помешала службе

На фронтах он был сапером, был разведчиком. Во время боев на Ленинградском фронте Кирилл Строльман был в первый раз тяжело ранен – в феврале 1942 года, и это было не единственное его ранение. За свои боевые заслуги всего он был удостоен шести государственных наград, в том числе ордена Отечественной войны II степени.

В конце войны Кирилл Владимирович закончил школу для младших командных должностей и для прохождения службы был направлен… в конвойные войска НКВД в городе Дегтярске, уже в глубоком тылу, в Свердловской области. Хотя этот период в жизни фронтовика оказался непродолжительным. После войны, в 1946 году, Строльман демобилизовался и вскоре женился.

К тому времени и Ольга Сергеевна Строльман освободилась из заключения. Весь остаток дней она провела в Перми и скончалась в 1960 году в возрасте 69 лет.

…Место захоронения уже считалось утраченным, его удалось найти лишь усилиями краеведов. На могилах дочери и ее отца, ставших своеобразным семейным пантеоном, были установлены два новых надгробия – и горному начальнику С.А. Строльману, и его дочери. В эпитафии Ольги Строльман сегодня уже указано: «Вдова генерала В. О. Каппеля»…

«Дворянин! Сын белогвардейца»

Кирилл же Владимирович Строльман работал в Перми в хозяйственных органах на руководящих инженерно-технических должностях. До его сослуживцев и собеседников доходили неясные отголоски информации о непростом, даже знатном его происхождении, что придавало некоторый романтический флер его личности.

Но все, кто его знал, многочисленные сотрудники и подчиненные запомнили его как общительного, интеллигентного человека, справедливого руководителя, высокопрофессионального специалиста.

Кирилл Владимирович Строльман скончался в 1995 году. У него также была и сестра Татьяна, она тоже всю жизнь прожила в Перми. Скончалась в 2000 году.

В настоящее время в Перми проживают его вдова Тамара Андриановна, сыновья Борис и Михаил и внуки. Один из внуков Кирилла Владимировича – Егор Борисович Строльман – окончил Пермское высшее военное командное инженерное училище ракетных войск («Чуйковское») и служит в Российской армии. Чувствуется всё же преемственность поколений – семейная традиция, хоть и не фамильная.

Вместо послесловия

История же родителей Кирилла Строльмана после крушения социализма и демонтажа советской власти имела неожиданное продолжение. Ольга Сергеевна Строльман по смерти воссоединилась с отцом, а с мужем оказалась разлучена…

После длительных обсуждений прах генерала был перезахоронен в Москве, в некрополе Донского монастыря. Решающим стало мнение режиссера, недавнего юбиляра Никиты Михалкова, который заявил: «Каппель принадлежит России». Это совпало с процессом символического примирения красных и белых, начавшегося в восьмидесятые и не закончившегося по сей день.

В 2006 году в Россию вернулась из Дании императрица Мария Фёдоровна Романова – опять же в виде останков. За год до этого обрели покой в родной земле останки генерала Антона Деникина, философа Ивана Ильина и их супруг.

Как показывали опросы населения, широкие массы россиян относятся к подобным процессам неоднозначно, кому-то эта «игра в кости» просто непонятна. Критики забывают при этом, что чаще в подобных случаях выполняется сокровенное желание, выраженное изгнанниками в форме завещания. Но главное – восстанавливается историческая справедливость.