СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Архив

Глава минЖКХ края: Программа оздоровления рек Прикамья оценивается в 16 млрд рублей

Глава минЖКХ края: Программа оздоровления рек Прикамья оценивается в 16 млрд рублей
Министр ЖКХ и благоустройства Пермского края Артём Балахнин рассказал, как в регионе будут модернизировать сети водоснабжения.

Министр ЖКХ и благоустройства Пермского края Артём Балахнин рассказал, как в регионе будут модернизировать сети водоснабжения.

Этот вопрос обсуждался на Всероссийском водном форуме «Живая Кама». Одноименный проект регион рассчитывает к 2025 году включить в федеральную программу «Оздоровление Волги».

Все 14 публикаций сайта zwezda.su о форуме «Живая Кама» можно увидеть по ссылке.

– Артём Александрович, зачем Пермскому краю проект «Живая Кама»?

– По территории края протекает более трехсот рек, включая Каму, Вишеру, Чусовую, Сылву. На их берегах проживают миллионы людей, Кама – крупнейший приток Волги, реки, имеющей огромное экономическое значение не только для регионов ПФО, но и для всей России. В связи с этим невозможно представить оздоровление Волги без соответствующего проекта очищения и оздоровления Камы. Поэтому краем разработан амбициозный проект «Живая Кама», направленный на решение проблем экологического характера.

– Как оценивается текущее состояние отрасли водоснабжения в крае?

– В ряде случаев износ очистных сооружений составляет более 70 процентов. Не в самом лучшем состоянии находятся очистные в Осе, Краснокамске, Нытве. Что касается линейных объектов и принимающих сетей, их износ тоже велик, замены требует порядка 42 процентов всех мощностей нашего большого водного хозяйства.

– Что уже предпринимает регион для исправления ситуации?

– У нас реализуется ряд программ комплексного развития. В сфере водоснабжения и водоотведения заключено десять концессионных соглашений. С 2021 года ведется разработка проектно-сметной документации на проекты с прицелом на привлечение финансирования, в том числе федерального. В этой связи мы надеемся, что проект «Оздоровление Волги» с 2025 года распространится на Каму и, что важно, на ее притоки тоже. На Вишере, Чусовой, Сылве расположено много очистных сооружений и водовыпусков. В целом это девять муниципальных очистных сооружений и четыре частных.

– Значит, предприятия не могут при модернизации очистных опираться только на те средства, которые поступают в виде платежей по действующему тарифу?

– Средний тариф на услугу водоотведения в Пермском крае чуть ниже среднероссийского, но выше, чем средний по Приволжскому федеральному округу. Мы прекрасно понимаем, что инвестиционные программы компаний, которые на сегодня утверждены в рамках действующего тарифного законодательства, не позволяют в полной мере произвести реконструкцию и модернизацию очистных сооружений. Такие проекты носят капиталоемкий характер, а размер тарифа не безграничен. Есть предельные параметры, в рамках которых мы пытаемся сбалансировать как инвестиционную составляющую, так и операционные затраты.

– Но помимо инвестиций можно подумать о снижении затрат за счет повышения эффективности?

– Да, помимо привлечения инвестиций мы видим потенциал в снижении повседневных затрат городских водоканалов на операционную деятельность за счет внедрения современных эффективных решений. Есть технологии, которые позволяют на треть снизить уровень операционных затрат. Мы с коллегами из всех водоканалов точно будем заниматься внедрением энергоэффективных решений и надеемся в этом плане на тесное сотрудничество с Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения, с которой на форуме «Живая Кама» Пермский край подписал соглашение о совместных проектах.

Мы заинтересованы в сотрудничестве с компаниями, у которых внедрены и успешно применяются энергоэффективные технологии. Такая модернизация отрасли подразумевает наличие квалифицированных специалистов. Кадровая обеспеченность сферы водоснабжения и водоотведения в Прикамье не то, чтобы низкая, но есть к чему стремиться. Поэтому в тесном контакте с министерством образования края работаем над подготовкой специалистов по востребованным профессиям. Речь идет не только о вузовском обучении, вы не представляете, как востребована, например, профессия «мастер ЖКХ».

– Участник форума также не раз говорили о необходимости цифровизации отрасли.

– Прежде чем начать цифровую трансформацию, нужно понять, а что, собственно, мы трансформируем. Найти точки опоры, зафиксировать объемы ресурсов. Так, недавно мы разбирались с ситуацией в городе Кизел. У них на сегодня почти нет приборов учета. И те объемы потерь, которые есть в системах водоотведения и водоснабжения, считаются балансовым методом от норматива потребления. Надо ставить приборы учета, чтобы в режиме онлайн видеть весь водный баланс того или иного предприятия. Но приборы учета могут не повысить полезный отпуск воды, выводя его из тени, а наоборот, снизить показатели, что неизбежно скажется на тарифе. Поэтому мы будем отдельно прорабатывать такие ситуации с водоканалами.

– Какой объем средств потребуется на экологическое оздоровление рек Прикамья?

– Программа по экологии, разработанная в крае, включает в себя солидный комплекс мероприятий. Общую потребность в ее финансировании с учетом разрабатываемой проектно-сметной документации мы оцениваем более чем в 16 млрд рублей. Без поддержки в рамках федеральной программы нам будет непросто привлечь такой значительный объем средств. Мы уже работаем в этом направлении и считаем, что на данном этапе наша ключевая задача – качественная подготовка проектно-сметной документации.

– В ходе дискуссии на форуме «Живая Кама» руководитель РАВВ Елена Довлатова назвала одной из главных проблем отрасли то, что «разорван цикл проектирования, строительства и пуско-наладки сооружений. Все эти этапы контрактуются отдельно и выполняются разными исполнителями, что в итоге влияет на конечный результат и качество объектов». Как, на ваш взгляд, решать эту проблему?

– Абсолютно согласен с точкой зрения руководителя Ассоциации. Тезис абсолютно верный и логичный: авторский надзор и контроль за строительством должен быть делом проектировщика. Но сегодня, увы, контроль часто передается другим организациям, аккредитованным в данной сфере. В реализации проектов, конечно, предпочтителен комплексный подход.

При наличии объема финансирования, позволяющего объявить в рамках одной закупки контракт «под ключ», безусловно, такой возможностью следует пользоваться. В рамках тех лимитов, что уже определены, мы намерены заключать контракты именно таким образом, чтобы работать с одним понятным нам подрядчиком и с него спрашивать за конечный результат.

Анатолий Москвин