Используя сайт zwezda.su, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике конфиденциальности

Согласен
80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
05.12.2025
16+
Культура

Как во время войны фонды главной библиотеки страны оказались в Перми

Как во время войны фонды главной библиотеки страны оказались в Перми
Библиотекари попросили помощи в разгрузке вагонов у своих читателей. Откликнулось примерно шестьдесят человек. Фото: ПермГАСПИ
  1. Культура
​В Пермь, тогдашний Молотов, в начале Великой Отечественной войны были перевезены десятки заводов и предприятий. Но никто не ожидал, что в город на Каме эвакуируют библиотеку имени Ленина. Хлопот летом и осенью 1942 года хватало и без книг.

На Урал сплошным потоком шли эшелоны с заводами и рабочими, с ранеными фронтовиками, для всех надо было отыскать место, накормить, обеспечить всем необходимым. Суматоха стояла ужасная. Через месяц после начала войны, 26 июля 1941 года, Молотовский областной исполком издал распоряжение по организации приема эвакуированного населения. В нем, в частности, говорилось о строгом учете прибывающих. Так как город был уже перегружен, размещать людей было практически негде, со станции Пермь II эвакуированных старались не выпускать без разрешения, а находиться в Молотове без прописки больше суток было запрещено.

А главная библиотека Советского Союза была направлена в Горький (Нижний Новгород). Всего из Москвы запланировали вывезти порядка 700 тысяч книг и других документов. Часть из них отправили по рекам на барже. Однако из-за наступления немцев Горький попал в зону действия вражеской авиации. Судно с книгами простояло у берега Волги три месяца, а в ноябре его перенаправили в Молотов.

Сюда же потянулись вагоны с другими книгами и документами. Баржу разгрузили в ноябре, а эшелоны прибывали один за другим начиная с января. Железная дорога была просто забита, и вагоны порой неделями стояли на полустанках, пропуская воинские эшелоны и составы с грузами военного назначения.

Когда первые вагоны все-таки прибыли на станцию Мотовилиха, их быстро разгрузили. Директор филиала эвакуированных фондов Клара Каменецкая сообщала в Москву: «С большими трудностями удалось достать транспорт. Молотовский завод дал нам тягач с двумя платформами, на которых и перевезли фонды. Из-за невероятно сильных морозов два раза с тягачом происходили аварии, и платформы с фондами оставались по несколько часов среди улицы».

Остальные вагоны, а их было порядка сорока, прибывали на Пермь II. В Молотовской областной библиотеке, где уже была размещена часть прибывших фондов, об этом узнали заранее. Библио­текари попросили помощи в разгрузке вагонов у своих читателей. Откликнулось примерно шестьдесят человек, в основном научные сотрудники. Вскоре все эвакуированные фонды Всесоюзной библиотеки имени Ленина были размещены в областной библиотеке и клубе имени Свердлова.

Постепенно началась работа. Приехавшие москвичи, которых было всего двадцать человек, следили за состоянием книг и других документов, сверяли описи. Еще они проводили лекции и беседы в госпиталях, городах и районах, колхозах. Конечно, помимо основной деятельности, работали в полях, помогали с уборкой урожая, заготавливали дрова на зиму – для этого приходилось ездить на правый берег Камы. В молотовской библиотеке имени Горького, где разместились эвакуированные фонды, часто бывали приехавшие на Урал писатели – Вениамин Каверин, Аркадий Первенцев и другие.

Конечно, не обходилось и без проблем. Так, в феврале 1943 года заместитель начальника управления НКВД по Молотовской области докладывал начальству, что фонды библиотеки имени Ленина хранятся в ненадлежащих условиях с нарушением правил пожарной безопасности. Электропроводка не сов­сем исправна, кроме помещений, где хранятся книги, в зданиях областной библиотеки и клуба имени Свердлова выделены комнаты под жилье, везде есть свободный доступ для посторонних лиц.

Сотрудник НКВД полагал, что библиотеку надо перевести в безопасные с точки зрения пожарной безопасности места. Что было дальше – неизвестно, но вряд ли в городе приняли какие-то экстренные меры, и без книг проблем хватало.

А летом 1944 года Ленинская библиотека поехала обратно в Москву. Клара Каменецкая даже опубликовала письмо в областной газете «Звезда» с благодарственными словами в адрес уральцев. «Два крупнейших в городе хранилища – библиотека им. Горького и клуба Свердлова приняли свыше 700 000 экземпляров, среди которых были тысячи драгоценных изданий и рукописей XII и XIII веков, рукописные книги XIV-XVII веков, архивы великих русских писателей – Чехова, Гоголя, Лермонтова. Заботами партийных и советских организаций г. Молотова для этих ценностей, многие из которых являются единственными в мире, были обеспечены благоприятные условия хранения», – было сказано в письме.

Последняя партия книг из Молотова была отправлена в Москву в августе 1944 года.

Кстати

Проблемы с размещением эвакуированных фондов испытывали даже сотрудники НКВД. Так, в Молотов из Саратова были доставлены архивы этого ведомства. Их разместили в городском методическом кабинете и стрелковом тире. Однако осенью 1942 года городские власти потребовали от чекистов освободить эти помещения. Капитан госбезопасности Карпов обращался в молотовский обком партии с просьбой отменить решение городского исполкома, указывая, что у них ценнейшие документы, некоторые с автографами Ленина и Сталина, а переезжать им некуда, потому что новое помещение никто не дает.