Тариф престолов. Сотовые операторы в Пермском крае бьются за каждого пользователя

27 марта, 15:39

За последние два года в Прикамье в три раза вырос темп потребления интернет-трафика. Пользователи стали чаще звонить по Интернету, всё активнее захватывают внимание мессенджеры, из-за этого доходность операторов сотовой связи падает. Им приходится подстраивать свои тарифные сетки под изменившуюся структуру потребления.

В РФ сложилась олигопольная «большая четверка», формирующая около 99% рынка сотовой связи: МТС, «МегаФон», «Теле2» и «Билайн». В Прикамье ситуация с лидерами рынка за последнее время изменилась благодаря новой коммуникационной платформе и тарифной линейке, которую начал формировать один из операторов.

Лидеры популярности

Информация о долях рынка, особенно регио­нальных, у операторов хранится под грифом «совершенно секретно», но кое-что удалось выяснить. Помогли данные ученых экономического факультета ПГНИУ, которые в 2018 году исследовали рынок операторов сотовой связи за 2017-й. Итоги 2018-го пока недоступны.

По данным ПГНИУ, ноздря в ноздрю на рынке в позапрошлом году шли МТС (27% рынка) и «Tele2» (29%). «Билайн» занял долю в 14%, «Мега­Фон» – 12%. Заведующая кафедрой маркетинга ПГНИУ Екатерина Антинескул рассказала, что по сравнению с 2016-м, когда лидером был МТС с 31%, «Теле2» удалось укрепить позиции и вырасти с 20 до 29%.

Судя по всему, аналогичная ситуация в Пермском крае сохраняется и в этом году: пресс-служба «Теле2» сообщила, что компания «была и является лидером рынка в Пермском крае». Территориальный управляющий ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Рудольф Бау­ман отметил, что компания «находится в паритете с другими крупнейшими операторами», а объем продаж в магазинах «показывает положительную динамику год от года».

SIM-карта «Мега­Фона», отметили в компании, сегодня есть «у каждого пятого жителя Пермского края». «Абонентская база уже не растет такими темпами, как 5–10 лет назад, рынок телекома насытился, поэтому на первый план выходит не количество, а качество», – считает директор «Мега­Фона» в Перми Пётр Козловский.

По данным ученых ПГНИУ, в РФ ситуация иная. Лидером в 2017 году являлся МТС (31%), «МегаФон» занимал второе место с долей в 29%, «Билайн» – на третьем месте с долей 23%, у «Tele2» 16% рынка. Причем с 2016 года ситуация не изменилась, отмечают в ПГНИУ.

В чём сила, брат?

Рост абонентской базы сейчас обеспечивают абоненты мобильного Интернета – и именно на это сейчас остается ориентироваться компаниям сотовой связи. На рынке в целом растет доля ОТТ-сервисов (Viber, WhatsApp, Telegram и т. д.), в связи с чем падает доходность операторов. Традиционные услуги связи всё менее востребованны.

– Операторы будут акцентировать внимание на тарифы с выгодным использованием Интернета (индивидуальные тарифы, использование облачных сервисов и т. д.), – поясняет Екатерина Антинескул.

Тренд для тарифных кампаний операторов – давать возможность пользователям решать, что им нужно больше – Интернет или стандартный пакет с SMS и минутами. «В сентябре мы запустили сервис «SOS-пакет», который позволяет абонентам «Tele2» при нулевом или отрицательном балансе пользоваться мессенджером WhatsApp и навигационным приложением, – рассказывают в компании. – Кроме того, на всех пакетных тарифах доступен перенос остатков неиспользованных минут, SMS и Интернет-трафика на следующий месяц».

Также новую «фишку» предыдущего года – давать возможность делиться неиспользованным трафиком – используют «Теле2» и «Билайн». Сродни банковским продуктам, операторы придумывают кешбэк. Так, «МегаФон» предлагает пользователям новых тарифов вернуть на счет часть стоимости услуг.

Высокоскоростной мобильный Интернет доступен 93% населения Пермского края, а 4G пользуются жители не только районных центров, но и малых населенных пунктов, сообщили в МТС. «Общий мобильный трафик региона за последние два года вырос в три раза, а количество пользователей 4G – почти на 25% и составляет 65% всех наших абонентов. Пермяки предпочитают пользоваться пакетными тарифами, которые включают в себя большой объем голосового и мобильного трафика («Мой Smart», «Тарифище»). Доступ к цифровым сервисам становится ключевой потребностью вне зависимости от времени и местонахождения. Всё больше абонентов переходят на безлимитный мобильный Интернет. Об этом говорит и возросший спрос на мощные смартфоны, в том числе в ценовой категории от 30 до 40 тыс. руб.», – пояснила директор пермского филиала МТС Оксана Кайгородова.

Базой новой тарифной линейки «МегаФона» также является Интернет. «Россияне стали потреб-лять больше трафика, и Пермский край развивается в трендах рынка. В конце 2018 года пользователь «МегаФона» в среднем тратил больше 10 Гб трафика в месяц – это как отправить более 3 тыс. качественных фото в соцсети. В сравнении с 2017 годом этот показатель вырос на 40%. 9 из 10 посетителей салонов спрашивают, поддерживает ли девайс 4G», – сообщают в «МегаФоне».

В «Билайне» отмечают, что из года в год потребление Интернет-трафика в крае растет в среднем на 2,2%. «В целом по итогам IV квартала 2018 года рост среднего трафика в Интернете на одного абонента составил более 40%», – пояснил территориальный управляющий ПАО «ВымпелКом» Рудольф Бауман.

Зона охвата

Большой Интернет требует большой скорости. Когда-то россиян можно было удивить сетями 3G, но сейчас они хотят в любой точке мира смотреть видео в разрешении HD, не говоря уже о том, чтобы там была сотовая связь.

В 2017 году «МегаФон» установил в Пермском крае свыше 100 новых объектов связи, треть которых расположена в столице региона. Основные инвестиции были направлены на развитие доступной связи в спальных районах за пределами центра города. В компании обещают активно развивать 5G в России в связи с ростом выручки и прибыли. Правда, не уточняют, когда проект будет развиваться в Пермском крае.

По итогам 2018 года сеть МТС в Пермском крае увеличилась на 134 базовые станции. В десяти поселках края с численностью до 500 человек мобильная связь появилась впервые. У «Билайна» в этом году запланировано активное строительство и расширение покрытия 4G-сетью в Пермском крае.

Услуги 4G стали доступны жителям 110 населенных пунктов Пермского края, пояснили в «Теле2»: «За 2018 год компания увеличила количество базовых станций 4G в регионе на 50%. В 2019-м проект продолжится. Также количество объектов связи с поддержкой 3G увеличилось с начала года на 10%. Покрытие сетью 3G в Пермском крае составляет 90%».

На сайте минсвязи Прикамья сообщается, что сейчас сотовой связью обеспечены 95% жителей Пермского края. В планах на 2019 год подключить еще 20 населенных пунктов – доступ к сотовой связи и мобильному Интернету получат еще 8 тыс. человек. К 2021 году планируется обеспечить сотовой связью еще 14 тыс. жителей 36 населенных пунктов. Таким образом, доля обеспеченности сотовой связью будет доведена до 97% среди жителей края.

Цена закона

В 2018 году в силу вступил «закон Яровой», который включал, в частности, новые требования к операторам связи и интернет-проектам. Согласно ему, Интернет-провайдеры и мобильные операторы обязаны хранить интернет-трафик за последние 30 суток: все сообщения, изображения, аудио- и видеофайлы из электронной почты и мессенджеров. В течение полугода должны храниться телефонные разговоры и SMS.

Из-за нового законодательства в перспективе могла взлететь цена на связь – об этом говорили и сами мобильные операторы, утверждая, что не могли сразу же начать исполнять закон из-за отсутствия необходимых сервисов для хранения данных.

Но теперь все операторы в один голос утверждают, что уже соблюдают все законы. В то же время в «Теле2» рассказали, что в ближайшие два-три года на мероприятия по соблюдению законодательства будут потрачены еще «десятки миллиардов рублей». «Мы прорабатываем с «Ростелекомом» детали совместного проекта по хранению трафика по «закону Яровой», – рассказали в отделе по связям с общественностью макрорегиона «Урал» компании «Tele2».

В «Билайне» отметили, что ПАО «ВымпелКом» «выполняет все требования закона в том объеме, который требуется». «Сроки и последовательность ввода оборудования в эксплуатацию уточняются у ответственных органов государственной власти», – сообщил Рудольф Бауман. По его словам, в этом году цены были скорректированы, но не только из-за НДС, а также из-за сильного перекоса потребностей клиентов в сторону Интернета.

Текст: Дарья Чурилова

Рисунок: Дмитрий Кононов