По словам главы ракетостроительного холдинга «Энергомаш» (в который входит пермский «Протон-ПМ») Игоря Арбузова, в следующем году производство ракеты-носителя «Протон-М» прекратится.
По уже заключенным договорам осталось сделать четыре последних комплекта двигателей РД-276 (по шесть в связке) для первой ступени «Протона-М» – и всё. С 2020 года «Протон-ПМ» должен начать производство основных агрегатов маршевого двигателя для «Ангары» РД-191, вот только следующий пуск этой ракеты, по словам Президента РФ Владимира Путина, состоится не ранее 2021 года, а серийное производство на омском «Полете» в лучшем случае начнется с 2023 года. Тем временем загрузка «Протона-ПМ», по словам Арбузова, упала до 40 процентов (вероятно, имеется в виду доля космической продукции в общем производстве).
Эта сво… простите, легендарный Илон Маск
Конечно, никто не говорит, что сборочную линию тут же демонтируют, но дальнейшее изготовление РД-276, кормивших «Протон-ПМ» почти 60 лет, возможно только в случае получения коммерческих заказов на запуски легкой модификации «Протона-М». Этот вариант напрямую вызван конкуренцией с частной американской компанией SpaceX Илона Маска и предполагает, что у базового «Протона-М» уберут третью ступень и сократят на два блока ступень первую – всё для того, чтобы снизить стоимость запуска.
Напомним, что даже после того, как Роскосмос резко сократил цену вывода на орбиту полезной нагрузки с помощью трехступенчатых «Протонов» (до 65 миллионов долларов за пуск), Илон Маск со своей Falcon 9 продолжает демпинговать и опустил цену старта до 61,5 миллиона долларов. Вместе с чередой аварий, вызванных накопившимися проблемами в ГКНПЦ имени Хруничева, это объясняет, почему в 2016–2017 годах заказчики сбежали к SpaceX и одна-единственная компания сейчас занимает 60 процентов рынка коммерческих пусков, а в прошлом году едва не обошла весь Роскосмос по общему количеству стартов. В будущем эта сво… простите, легендарный Илон Маск обещает уронить цену еще ниже, до 48 миллионов долларов за пуск с трендом на дальнейшее удешевление, так что легкой жизни не предвидится. И надо четко понимать, что никакая это не рыночная экономика: SpaceX так бережно обеспечивалась заказами со стороны НАСА и американских военных, что впору говорить о демпинге на уровне государства.
Стоимость пуска «Ангары», кстати, пока в два раза дороже стартов «Протона», так что переманить заказчиков у конкурента можно будет разве что обещанием запускать в космос бесплатно. Что вряд ли скажется на финансовом положении пермского «Протона-ПМ» в лучшую сторону.
Так, по итогам 2017 года чистый убыток составил 1 миллиард 367 миллионов 529 тысяч рублей, а космическая тематика, ранее составлявшая львиную долю в продуктовом портфеле предприятия (свыше 70 процентов), сократилась до 37,4 процента.
Советское наследство заканчивается
Головное НПО «Энергомаш», между прочим, на этом фоне живет очень даже неплохо. За счет продаж в США разработанных еще в СССР двигателей РД-180 и РД-181 объединение выбралось из долгов и сейчас, по словам Арбузова, является лидером в отрасли по доходности. Разумеется, гендиректор холдинга является ярым сторонником продолжения сотрудничества с американцами, хотя в Государственной думе уже не раз поднимался вопрос о целесообразности продаж ракетных двигателей нашему геополитическому сопернику. Но если в подмосковных Химках продолжают доедать советское наследство, то в Новых Лядах оно уже кончилось.
Единственный выход для пермского «Протона-ПМ» пережить эту «яму» – диверсификация производства. Его главный конек – высочайшая точность обработки деталей, без чего невозможна космическая надежность продукции. Напомним, что в череде неудачных запусков «Протона-М» не было вины первой ступени, а точнее, двигателя РД-276 (он же РД-275М, модификация базового РД-253), в своем классе признанного самым на-дежным в мире. Как правило, в сбое был виноват воронежский разгонный блок «Бриз-М» или конечная сборка в Москве. Если бы весь Роскосмос делал свое дело с таким же качеством, как пермские ракетостроители, Илон Маск вместе со своей SpaceX давно искурил бы на трубки весь бамбук во Флориде, а «Протон-М» еще с 2014 года заменил бы семейство ракет-носителей «Ангара».
Ну а пока что пермским ракетостроителям остается стать станкостроителями или освоить выпуск более выгодной продукции для предприятий нефтегазового сектора. По словам исполнительного директора «Протона-ПМ» Дмитрия Щенятского, «сегодня предприятие обладает соответствующими технологическими компетенциями, чтобы обеспечить оперативное освоение и выпуск гражданской продукции и решение задач импортозамещения». Также он добавил, что ПАО «Протон-ПМ» «имеет большой опыт сотрудничества с нефтегазовым сектором и готово предложить гибкую систему ценообразования, быстрые сроки проработки заказов и высокий уровень качества продукции».
В свое время так же опустилось «на землю» и авиационное производство бывшего завода имени Свердлова (КБ «Авиадвигатель» и серийный завод «Пермские моторы»), пережив лихие 90-е исключительно благодаря заказам на газоперекачивающую и энергетическую технику со стороны «Газпрома» и его «дочек». Зато сейчас про двигатели ПД-14 и ПД-35 знает вся страна. Если у «Протона-ПМ» в портфеле заказов появятся станки, нефтяное и химическое оборудование, следом через 7–8 лет появятся и заказы на двигатель РД-191 для «Ангары». Сейчас главное – сохранить специалистов.
Ну а что же «Ангара»? Общий объем инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение предприятия по этому направлению с 2011 года уже превысил 6 миллиардов рублей. Этой осенью созданы испытательная база для пролива турбонасосного и бустерных насосных агрегатов ракетных двигателей, а также стенды для автономных испытаний. Завершен первый этап реконструкции литейного производства, организована лаборатория спектрального анализа. Возведен заготовительный корпус площадью более 9 тысяч квадратных метров, где организуется замкнутый цикл заготовительного производства: склад, раскрой, центральная заводская лаборатория, термообработка, черновая обработка. Создаются механосборочное и гальваническое производства общей площадью 44 тысячи квадратных метров.
В целом проект включает в себя реконструкцию и оптимизацию производственных площадей с их концентрацией на территории перспективного развития в Новых Лядах, освоение полного цикла производства агрегатов двигателя РД-191 в Пермском крае и других новых изделий, создание качественной социальной, образовательной и жилищной инфраструктуры. Проект ведется в рамках соглашения между правительством Пермского края и Роскосмосом по развитию кластера «Технополис «Новый Звездный», документ был подписан в ходе международной
аэрокосмической выставки в подмосковном Жуковском МАКС-2015. Тогда же был заключен и специнвестконтракт (СПИК), который предусматривает налоговые льготы до выхода проекта на прибыль.
– Согласно стратегии развития предприятия, – заявил по поводу проекта двигателей для «Ангары» Дмитрий Щенятский, – мы намерены к 2025 году организовать на загородной площадке более 1,5 тысячи высокотехнологичных рабочих мест…
Но до этого времени еще надо дожить.
Текст: Алексей Клочихин
Фото: из открытых источников