СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Архив

Прикамскому поэту и авиатору Василию Каменскому посвятили выставку картин

Прикамскому поэту и авиатору Василию Каменскому посвятили выставку картин
Художественно-просветительский проект приурочен к его 140-летию

Стихи, документальные материалы и картины представлены на пермской выставке «Голова в облаках» (12+). В нескольких выставочных залах размещены произведения художников разных поколений. Это работы и пермских маститых художников, и их молодых коллег, а также картины сыновей футуриста Василия Каменского, творческой судьбе которого и посвящено в целом это культурное мероприятие. Художественно-просветительский проект приурочен к 140-летию Василия Каменского.

Мастер на все руки

Герой выставки Василий Васильевич Каменский – поэт, авиатор, художник. Каменский в содружестве с художником Давидом Бурлюком и поэтом Велимиром Хлебниковым стал основателем футуризма в русской культуре. Будетлянин, человек будущего, оптимист по натуре Василий Каменский всегда стремился вперед и вверх, в облака и за облака. Железнодорожный служащий, актер, агроном, редактор, гармонист, путешественник – и это все о нем, рассказали авторы выставки.

В экспозиции – материалы из личных архивов родственников Василия Васильевича Каменского: живописные и графические работы его самого и его сыновей. Представлены и материалы из Государственного архива Пермского края: фотографии, статьи, машинописная драматическая поэма «Ермак Тимофеевич» (16+). В выставочных залах размещены линогравюры, посвященные великому пермяку, живописные работы из фондов Пермского краеведческого музея. Кроме того, представлен рисунок Владимира Маяковского «Портрет поэта В. В. Каменского» из собрания Пермской государственной художественной галереи. А еще посетители могут послушать аудиозаписи голоса Василия Каменского из архивов краевого радио.

– Современное, более широкое и масштабное понимание творчества и жизненного пути великого пермяка отражено в работах молодежного союза художников Перми, учащихся Пермского государственного института искусства и культуры, художественного училища Перми, – сообщили в Цент­ральном выставочном зале. И действительно, на выставке можно ознакомиться с современной трактовкой мотивов, волновавших поэта, на примере работ молодых авторов.

Однако не только картины, стихи и архивные материалы есть на выставке, но и уменьшенный макет самолета. Подключаем воображение и вместе с Каменским уносимся в облака. А еще на выставке можно посмотреть фильм «Самолет – слово пермское» (12+), запланирован вечер стихов и много других мероприятий.

Пермь и Кама

Какое значение имела для Василия Каменского Пермь, корреспонденту «Звезды рассказала литературовед, доцент ПГНИУ Зоя Антипина. По ее словам, имя Каменского стало для Перми знаковым в тридцатые годы. Это произошло благодаря дружбе Василия Каменского с Владимиром Маяковским. Но уже к концу XX века Пермь стала вспоминать Каменского как поэта-пермяка, начала узнавать Каменского-авангардиста. При этом наш город и в двадцатом столетии, и в начале двадцать первого века открыл Каменского как современного художника.

– Выставка проявляет потенциальность творческого дарования поэта Каменского, которая не была реализована в полной мере им самим, – отметила Антипина. По ее словам, идеи отца были развиты его сыновьями, а также подхвачены молодыми художниками Перми, чьи работы можно увидеть на выставке. Работы, которые были написаны в диалоге с поэтом Каменским, подчеркнула литературовед.

Пермский ген

Многие слышали о «пермском периоде» различных прославленных деятелей российской культуры, среди которых Сергей Дягилев, Борис Пастернак, Аркадий Гайдар. Что в этом плане можно сказать о Василии Каменском?

– Если у Бориса Пастернака был «пермский период», то у Василия Каменского был пермский ген. Его Пермь – это город детства, это основа его творческого самосознания. Можно вспомнить строчки из его стихотворений, из его дневников: «Я поэт, приехал с Камы»; «Пермь – я верный сын твой и останусь таким навсегда». Для него Пермь была и источником творческого вдохновения, и источником жизненных сил, и это место, куда он всегда возвращался, – отметила Зоя Антипина.

Как известно, расцвет русского исторического авангарда пришелся на десятые и двадцатые годы прошлого века. И конечно, Владимир Маяковский в пестром жилете и его друзья, в числе которых был и наш земляк Василий Каменский, тут не одиноки. Так, одним из самых ярких событий того периода стала футуристическая опера «Победа над Солнцем» (12+), авторами которой были композитор Михаил Матюшин и поэт Алексей Крученых. Идея произведения соответствовала будетлянским манифестам, нацеленным на крушение старого мира в соответствии с тогдашними революционными идеями, и воспевала победу труда над силами природы.

Несколько лет спустя Казимир Малевич создал свои знаменитые квадраты: черный, красный и белый. Произведения, над смыслом которых до сих пор ломают головы любители искусства. К середине тридцатых годов, когда были провозглашены принципы социалистического реализма – идейность, народность и конкретность – многие авангардисты оказались не у дел. Но художественное экспериментаторство наших футуристов продолжает будоражить молодые умы. Может, те самые юные художники, представившие картины по мотивам Каменского, и есть те самые будетляне, о которых шла речь в авангардистских опусах той революционной поры?

 

Сергей Крюков

Фото: Владимир Бикмаев