Как быть, если хандра без конца и без края, завтра обещает быть не лучше, чем сегодня, осень – не очей очарованье, а унылая пора?
В Центральном выставочном зале Перми, кажется, придумали, как реанимировать настроение: здесь открылась выставка «Красный угол» (6+), участники которой – только женщины.
Что помогает слабому, казалось бы, полу переносить тяготы времени и радости жизни? Что дает силы, несмотря ни на что заниматься домом, детьми, поддерживая созданный быт в определенном укладе? Её интуиция? Традиция, заложенная предками? Природный инстинкт? Вера? Чувство долга? Или что-то ещё?
Красный угол (от ст.-слав. красѣнъ — «красивый, прекрасный») святой угол, передний угол, кутный угол (кут), большой, почётный, верхний угол, кутник — у восточных славян наиболее почётное место в избе, в котором находились иконы и стоял стол, обычно был обращён на юго-восток.
Иконы (божницы) в красном углу отождествлялись с алтарём православного храма, а стол — с церковным престолом. В божнице, кроме икон, хранили сосуд с богоявленской водой, громничные свечи, веточки освящённой вербы, пасхальное яйцо. Войдя в избу, человек, прежде всего, крестился на иконы в красном углу, а затем уже здоровался с хозяевами. В красном углу сажали самых почётных гостей.
Эта выставка – откровение, позволяющее заглянуть в потаённые уголки женской души. Удивиться разнообразию и почувствовать единство. Узнать в каждой из «рассказанных» историй свою. Редкий случай, когда постороннему человеку в лице случайного зрителя каждая их участниц поведает о том, чего не расскажешь даже самому близкому человеку. Возможность подглядеть за сокрытым.
«Красный угол» – это и апелляция к прошлому: красный угол как место для самого дорогого, что есть в доме, что хранит и его, и семью, и вообще мир за окном. Сегодня размышления на эту тему стали способом переформатировать свой мир и в трудные времена найти точку опоры.
– Мы собрали самое ценное – то, что не показывалось, пряталось от посторонних глаз. То, что чистим, бережём, храним и закрываем на ключ. И только в редкие моменты открываем и с трепетом созерцаем все тщательно отобранные для души ценности. Это было доверено только маленькому количеству людей, но настал момент, когда нужно поделиться накопленным со всем миром.
Это возвращение к знакомым и понятным всем чувствам: доброты, любви, семьи, привычному укладу жизни. Мы должны этим поделиться для того, чтобы цвели цветы, росли дети, чтобы продолжалась жизнь, – говорит куратор проекта Татьяна Нечеухина, известный пермский живописец, заведующая кафедрой живописи и композиции, доцент Российской академии живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова.
30 авторов предлагают нам разделить эти размышления посредством своих работ. 30 пермских художниц – 30 историй: Архипова Мария, Козлова Ксения, Колыванова Мария, Чугайнова Aнна, Субботина Ольга, Хромова Ольга, Еркович Mарина, Нечеухина Татьяна, Пьянкова Ирина, Демидова Анна, Постнова Елена, Ушакова Вика, Коробейникова Ольга, Коробейникова Ксения, Шайдурова Анна, Бурдина Анна, Соловьева Валенитина, Пермякова-Молчанова Ольга, Жорницкая Ксения, Милашина Ия, Никитина Ольга, Трубина Юлия, Барышникова Татьяна, Балдина Евгения, Кудрина Mарина, Дорофеева Яна, Мургина-Загарских Елена, Ерохина Лидия, Царевникова Наталья, Сергеева Евгения.
– Это женское поколение разного возраста, начиная со студенток и заканчивая именитыми, взрослыми, абсолютно зрелыми художниками. Я очень горда тем, что в выставке приняли участие такие маститые известные мастера, как Ольга Хромова и Ольга Субботина. И очень много молодежи.
Все мы имеем разные взгляды на жизнь, но при этом объединились в желании рассказать о ценностях, которые храним в душе. Многие из участниц говорили о том, что можно ли делиться сокровенным? А мне кажется, что пришло время открыть эту шторку, – продолжает развивать тему Татьяна Нечеухина.
Каждая из участниц по-своему и, может быть, не «впрямую» отвечает на вопрос «нужно ли?», но монолог будет выстроен непременно, а услышать его – дело возможностей каждого...
Участницам проекта посредством жребия отведено «своё место» и формат в пространстве выставочного зала. Авторы создают свой вариант красного угла, своеобразного «иконостаса», который расскажет зрителям о переживаниях и ценностях как женщины в целом, так и лично каждой из художниц.
Примечательно, что на выставке есть и общее полотно, где представлены работы всех художниц. Для создания своих инсталляций авторы использовали самые разнообразные материалы: дерево, камни, гвозди, керамику, стекло, бумагу, холст, папье-маше, нитки и прочее. Некоторые работы сопровождают корзины с яблоками – это символ гостеприимства, продления лета, любви к земле, семье и детям.
– Есть один материал, который объединяет всех авторов, – дерево. Это символично, так как дерево для нас – источник жизни, тепла и очага, – пояснила пресс-атташе Центрального выставочного зала Ольга Анисимова.
Настоящим открытием выставки стала, к примеру, Женя Балдина, которая создала образ двух человек, связанных между собой красной нитью. Эту нить можно крутить, наматывать на одного персонажа, на другого, можно потянуть так, что она порвется. Но всегда остается возможность эту нить связать…
Евгения Балдина – одна из немногих мастеров декоративно-прикладного искусства Березников, работающих в оригинальных авторских техниках с бросовыми материалами. Все, что создает Евгения, вторит ее философским размышлениям:
«Я благодарна за дар, данный мне свыше, чувствовать простые вещи, творить из старых, пропитанных своей энергией и историей вещей, давая им вторую жизнь».
Хранить детскую открытость сердца, разрешая себе оставаться детьми, видеть красоту в обыденном, создавая удивительные атмосферные работы из старых никому уже ненужных материалов – это все про Евгению Балдину и скульптурах, которые составят экспозицию выставки.
Работать с деревом Евгения Балдина начала всего лишь несколько лет назад. Художница до сих пор открывает для себя безграничные возможности этого материала, одного их древнейших на земле, экспериментирует с техниками и направлениями.
Работы Евгении Балдиной находятся в частных коллекциях России и зарубежья. И сегодня практически все скульптурные композиции создаются ей по предварительному заказу, так что персоналии у Балдиной – явление редкое.
Также в мультимедийном зале вернисажа можно послушать «голосовые сообщения» с рассказами, рассуждениями, переживаниями и откровениями участниц проекта. А при выходе - подписать открытки родственникам, друзьям или коллегам, и опустить их в красный «почтовый ящик». Эти письма, содержащие внимание к близким, организаторы обещают отправить адресатам.
Вот и выходит, что выставка – еще и способ консолидации, попытка стать поддержкой друг другу, напоминание о том, что за красный угол, другими словами, за гуманитарные ценности, сегодня несет ответственность женщина. Во всяком случае, кто, если не она? Впрочем, составить свое суждение об экспозиции есть время до 23 октября.
Маргарита Неугодова
Фото предоставлено ЦВЗ.