СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Архив

В Пермском театре оперы и балета представили монооперу «Человеческий голос»

В Пермском театре оперы и балета представили монооперу «Человеческий голос»
В Пермском театре оперы и балета представили монооперу «Человеческий голос»

В Пермском академическом театре оперы и балета состоялась серия премьерных показов оперы Франсиса Пуленка «Человеческий голос» (16+), которая стала бенефисом Надежды Павловой. 

В мировой оперной культуре «Человеческий голос» стоит настолько особняком, что все сравнения здесь просто неуместны. Сочинение создано как развёрнутый монолог, непрерывное соло; в этой опере нет дуэтов, ансамблей и арий, нет даже партии хора. Тем не менее, накал драматизма происходящего не ослабевает ни на секунду, держа вас в возбуждённом напряжении.

Вроде бы всё  известно – и пьеса Жана Кокто, с момента написания (1930г.) ставшая великолепным материалом для бенефисов выдающихся актрис, и моноопера Пуленка, созданная спустя тридцать лет, и тот самый фильм Педро Альмодовара с Тильдой Суинтон… Но выходит Надежда Павлова, и вы забываете всё, что было до этого    начинается какая-то другая история.

В Пермском театре оперы и балета представили монооперу «Человеческий голос»

Режиссёр Дмитрий Волкострелов (это его первая работа на оперной сцене) придумал два плана героини «Человеческого голоса». Если очень упрощённо, планы внешний и внутренний (или даже горизонтальный и вертикальный) – оба выполнены Надеждой Павловой. «Внешний», «горизонтальный» (видео) дан на экране – куда ж сегодня без экрана! – «внутренний», «вертикальный» (аудио) –  вживую. 

Горизонтальный перекликается с другой легендарной монодрамой ХХ века — пьесой Франца Ксавера Крёца «Концерт по заявкам» (1972). Помните? В пьесе, состоящей едва ли не из одних ремарок, отсутствует сюжетная линия, и зритель вынужден подсматривать за тем, чем занята героиня у себя дома. Героиня не занята ничем – она ходит по комнате, переодевается, принимает душ, ужинает, курит, что-то к чему-то пришивает, параллельно включает радио, попадает на концерт по заявкам… А в финале уходит из жизни. 

В спектакле Пермского оперного мы также подсматриваем за экранной героиней, облик которой сведён к образу «обыкновенной женщины», которую можно встретить, например, в сетевом магазине или в учреждении. У этой женщины обычная причёска и обычное пальто, до ужаса обычная квартира, куда она вынуждена возвращаться каждый вечер. Квартира-капсула без всякого намёка на уют. Квартира-штамп, где поселилось ожидание звонка.

Павлова-голос выходит не сразу. Вначале появляются статисты, смотрящие это кино чужой жизни; скорее, даже не статисты, а тени. Всё, что происходит с появлением Павловой  – сплошная боль Женщины, Которая Вдруг Стала Не Нужна.

Она в последний раз пытается поговорить с бывшим возлюбленным, но хаотичный монолог и прерывающаяся телефонная связь лишь усиливают её отчаяние и подводят к тому состоянию, когда героиня становится не нужна уже и самой себе…

— «Человеческий голос» принято называть монооперой, но это не совсем верно, — объяснял накануне премьеры музыкальный руководитель и дирижёр Владимир Ткаченко. — Партитура Пуленка написана так, что оркестр становится полноправным участником драмы. Композитор закрепляет за ним сразу несколько ролей: это и невидимый собеседник главной героини — тот самый, что до конца спектакля остается по ту сторону телефонного провода, и ее альтер эго, и чуткий комментатор действия. Оркестр создает музыкальное пространство со всем его психологическим, эмоциональным многообразием — в диапазоне от бытового до трагического.

Кстати, для оркестра были заказаны специальные музыкальные инструменты оушен-драм, воспроизводящие шум моря, и современные глюкофоны — железные ударные с «космическим звучанием».

В Пермском театре оперы и балета представили монооперу «Человеческий голос»

Тем не менее, главный и безусловный герой спектакля Дмитрия Волкострелова – потрясающий голос Надежды Павловой, который в этот вечер звучал фантастически сильно и страстно. Это был голос примадонны, которая, проживая трагическую историю на сцене, всё-таки  переводила её из категории личной драмы в категорию метафизическую, всё-таки существовала немного «над», как каждая великая певица. А в том, что Павлова – великая, нет никаких сомнений. 

Как всегда, её потрясающей голос изящно перекрывал оркестр, обращаясь лично к каждому, кто сидел в зале. Захватывал, гипнотизировал, давал энергию, уносил от действительности, не примиряя с этой действительностью и словно бы обещая другую… 

Партитуру «Человеческого голоса» Пуленка дополняли пролог и эпилог, написанные современным композитором  Владимиром Горлинским (р. 1984) специально по заказу театра. Пролог показался несколько длинноват – все ждали собственно начала; эпилог почти не запомнился, оборвался, но в целом музыкальный текст спектакля оказался затянут, несмотря на относительную лаконичность партитуры классика. 

Партитуры, которую Павлова наполнила новыми смыслами, словно бы создав заново…

 

Наталья Земскова

Фото Андрея Чунтомова/предоставлено пресс-службой Пермского академического театра оперы и балета