СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Архив

Арабеск 2022 – послевкусие: Наталья Земскова о запомнившемся на балетном конкурсе в Перми

Арабеск 2022 – послевкусие: Наталья Земскова о запомнившемся на балетном конкурсе в Перми
Завершился XVII российский открытый конкурс артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой.

Завершился XVII российский открытый конкурс артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой.

Кажется, впервые за всю историю конкурса («Арабеск» проходит в Перми с 1988-го) его интрига и даже накал финала имели не столь большое значение, как это бывало раньше. По понятным причинам многие просто не смогли попасть в Пермь.

Но конкурс состоялся, и состоялся почти в традиционном формате, с собственной, только «Арабеску» присущей атмосферой, а это – главное. И когда в зале видишь людей, которые пестовали «Арабеск» с самого его рождения: Владимира Васильева, художественного руководителя, Сергея Коробкова, председателя жюри прессы, Ларису Барыкину, музыкального и балетного критика, Елену Завершинскую, директора конкурса, Людмилу Деменеву, ответственного секретаря жюри прессы и бывшего завлита театра и многих, многих других, – становится понятно, что «Арабеск» – по-прежнему дорогое и любимое детище.

К сожалению, в этот раз на нём не были заявлены ни Большой, ни Мариинский, ни Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, и это не могло не сказаться на уровне. «Заграничная фракция» была представлена Японией, Грецией, Турцией и Францией, но из-за рубежа прибыл только француз Гийом Клеман. Остальные зарубежные участники либо учатся, либо работают в России. Грек Михаил Каминос в третий тур не прошёл, остальные иностранцы выступили в финале.

Конечно, при таком раскладе пермская команда выглядела внушительно; особенно, благодаря Пермскому хореографическому училищу, оно выставило на конкурс целый десант, из которого во второй тур прошли пятнадцать, а в финал – восемь участников. И именно училище в который раз подтвердило свой статус балетной мекки, представив, судя по всему, будущую звезду.

Студентка второго курса Валерия Кузнецова (педагог – Елена Щеглова) взяла не только первую премию в младшей группе, но и первую премию как исполнитель современной хореографии плюс несколько призов (жюри прессы, зрительских симпатий и приз Дома Дягилева «Надежда России»). То дыхание танца (а не набор балетных па), над которым бьются педагоги – и которое мы лишь в единичных случаях видели на конкурсе, – кажется, от природы дано Валерии.

От её рук в партии «Жизели» невозможно было оторвать глаз; полное впечатление, что исполнительница не прикладывает никаких усилий, а естественно живёт в танце, гипнотизируя этой воздушной магией зал. А вторая и третья премии среди девушек и в младшей, и в старшей группе – тоже у студенток Пермского хореографического.

Пермский академический театр оперы и балета в этот раз был представлен всего четырьмя танцовщиками; до финала дошли трое: Георгий Еналдиев (первая мужская премия в старшей группе, премия жюри прессы), Олег Мангадаев (вторая мужская премия в старшей группе, третья исполнительская премия в конкурсе современной хореографии) и Генрих Райник (вторая исполнительская премия в конкурсе современной хореографии).

Артисток Пермского балета на конкурсе не оказалось вообще (некого выставлять?), и это – очень тревожный симптом. Как и тот факт, что Антон Пимонов, художественный руководитель Пермского балета, не участвовал как хореограф в конкурсе современной хореографии (его даже не было на просмотрах). Пермь представляли хореографы Ксения Малинина, Алексей Расторгуев, Арина Панфилова и др.

Как вспомнишь «Арабеск-2014», лауреатами которого стали четверо из восьми артистов Пермского театра, принимавших учас¬тие в конкурсе (первая премия среди женщин – Инна Билаш, которая была вне всякой конкуренции; первая мужская премия – Никита Четвериков), так и вздохнёшь...

Можно сказать, за театр «отдувались» Мангадаев и Еналдиев, покоривший и жюри, и балетоманов не столько техникой и виртуозным исполнением прыжков, сколько своим харизматичным танцем. «Артист парил над сценой, как горный орел, наполнял танец точной графикой, обжигал шквалом эмоций взрывного кавказского джигита», – написал о вариации Армена из балета «Гаяне» в исполнении Еналдиева член жюри прессы Александр Максов.

Кто ещё остался в памяти после «Арабеска» 2022? Георгий Болсуновский из Красноярска, который и техникой, и премьерским шиком мог бы претендовать на более высокие награды, чем третья мужская премия. Такое впечатление, что жюри пропустило вперёд француза Гийома Клемана (вторая мужская премия) из уважения к проделанному пути и невероятной воле к победе...

Запомнилась москвичка Алеся Лазарева (первая женская премия) в партии Никии из «Баядерки» И, конечно, Шота Онодэра из Уфы, который в конкурсе не участвовал, но, тем не менее, получил диплом жюри прессы – за артистизм. А ещё – народный артист СССР Владимир Викторович Васильев, который напомнил всем, кто был на сцене – и конкурсантам, и членам жюри, и организаторам:

– Мы все – единое целое; не забывайте об этом...

Наталья Земскова
На фото Андрея Чунтомова – Георгий Еналдиев.