Пермской земли сыны: артиллерист из Куеды, разведчик из Соликамска, министр Крыма из Пожвы — Звезда

Пермской земли сыны: артиллерист из Куеды, разведчик из Соликамска, министр Крыма из Пожвы

19 января 2022 , 21:35

Такие разные, но в чем-то похожие судьбы трех воинов, начавших жизнь на пермской земле, но закончивших свой путь далеко от Урала.

Горсть земли с места гибели уроженца Куединского района Прикамья, старшего сержанта Василия Васильевича Рогалева (фото слева) передали эстонские поисковики из объединения «Вирония» послу России Александру Петрову. Произошло это 12 января 2022 года, сообщило издание Sputnik Meedia.

Русские парни из бывшей советской республики выполнили просьбу проживающих в Костромской области родственников павшего героя, награжденного за свои ратные подвиги орденом «Красная Звезда», двумя медалями «За отвагу» и медалью «За оборону Ленинграда». Погиб Рогалев в конце июля 1944-го, командуя взводом и поддерживая огнем двух пушек наступление советской пехоты юго-западнее Нарвы.

Но останки бойца были найдены Александром Бугровым и Алексеем Козловым лишь 31 мая 2018-го – вместе с орденом. По номеру «Звезды» удалось установить личность солдата, а затем – при поддержке российских волонтеров – пришлось искать уже потомков навсегда 23-летнего воина. К счастью, они откликнулись.

Мог погибнуть в 1944-м все в той же Прибалтике, только под Ригой, и Николай Петрович Мишарин (фото в центре), родившийся 17 июля 1923-го в селе Верхнее Мошево Соликамского района. Но ранение было хоть тяжелым, но не смертельным, и Победу верхнекамец встретил в госпитале. А скончался лишь на днях – на 99 году жизни.

До войны он работал трактористом в лесном хозяйстве, рассказывает газета «Зори» Северского района Краснодарского края в материале «Утрата». С началом Великой Отечественной был призван в ряды Красной Армии, сперва учился воевать – курсантом, затем стал стрелком, автоматчиком, фронтовым разведчиком, бравшим «языков» за нейтральной полосой.

Старая Русса, Великие Луки, Латвия, освобождение Риги, после первого ранения пермяк оказался в 19-м отдельном противотанковом дивизионе в должности командира орудия. Два ордена «Красная Звезда», орден Великой Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За победу над Германией».

Демобилизовался он старшим сержантом, в мирное время остался восстанавливать Латышскую ССР, женился на местной красавице. Но в 1948-м вернулся на Урал, где трудился водителем 20 лет, и лишь затем по состоянию здоровья перебрался с семьей на Кубань и более 50 лет жил в поселке Черноморском.

А вот Иван Андреевич Назукин, появившийся на свет 130 лет назад, 18 января 1892 года в деревне Титково Соликамского уезда (ныне она – в Юсьвинском округе), немцев тоже бил, но смерть принял от рук соотечественников. В конце Гражданской войны попал в Крыму в лапы контрразведки ВСЮР – Вооруженных сил Юга России: все 37 подпольщиков, готовивших восстание против деникинцев, были расстреляны.

В юные годы Назукин трудился молотобойцем в Пожве – на металлургическом заводе, где строили и корабли. Да и сам парень ходил по Каме матросом на пароходе «Пчелка». С завода Назукина уволили за связи с революционерами, но в пермской Мотовилихе, где он также устроился на производство, социал-демократов оказалось еще больше.

Перед Первой мировой войной прикамца призвали во флот – на Балтику. Но в 1914-м перевели на Черное море, где он воевал рулевым на подводной лодке «Судак», а после Февральской революции был выдвинут в Севастопольский совет на культурно-просветительскую работу. В ноябре 1917-го он формировал отряды Красной Гвардии для борьбы с белогвардейцами генерала Каледина, в декабре – возглавил Военно-революционный комитет в Балаклаве.

После поражения красных перебрался в Москву, вернулся на Урал, возглавлял Соликамский исполком, стал депутатом Всероссийского съезда Советов, членом ВЦИК. В апреле 1919-го Иван Назукин после борьбы с интервентами, нелегальной работы вошел в правительство созданной Крымской Советской Социалистической Республики, став народным комиссаром – первым министром просвещения Крыма. В конце июня полуостров заняли войска Деникина, но вскоре Назукин возглавил подпольщиков Феодосии и в феврале 1920-го сложил голову вместе с товарищами.

Именем Ивана Андреевича в Балаклаве названа набережная, в Феодосии ему поставлен памятник – на том самом месте, где до революции высился монумент в честь императора Александра Третьего. В 1976-м бюст Ивана Назукина появился и в Пожве (на фото) – возле школы.

Судьба и дела революционера, матроса, комиссара, полностью укладывались в стилистику того времени, и по сути это не жизнь была даже, а вихрь, ураган. И люди готовы были, как горьковский Данко, вырвать свое сердце и осветить его пламенем дорогу другим...

Юрий Токранов
info@zwezda.su
Использованы фото из указанных источников.



Новости Mediametrics: