СВО
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
26.04.2024
16+
Архив

От Древней Греции до Перми. Сюжеты из далёкого прошлого оживают на современных картинах

От Древней Греции до Перми. Сюжеты из далёкого прошлого оживают на современных картинах
Кто-то увидит здесь волшебную сказку из детства, кто-то — вольную визуальную интерпретацию энциклопедии по мифологии. Античными образами наполнена выставка Армена и Ольги Гаспарян «Tempus fugit, aeternas manet… — Время уходит, вечность остаётся…» (12+).

Кто-то увидит здесь волшебную сказку из детства, кто-то — вольную визуальную интерпретацию энциклопедии по мифологии. Античными образами наполнена выставка Армена и Ольги Гаспарян «Tempus fugit, aeternas manet… — Время уходит, вечность остаётся…» (12+).

Корреспондент «Звезды» побывал на экспозиции в Центральном выставочном зале. В хитросплетении живописных сюжетов и скульптурных форм не так просто разобраться. На помощь пришли сами авторы и авторитетный петербургский искусствовед.

С первого раза не доходит

Работы художников раскрывают направления символизма и мифологии, завораживая тонкой изысканностью линий, глубиной сюжета, каноничностью образа каждого персонажа, неслучайно оказывающегося в картине.

По словам самого автора, его работы — это думы о сути предметов, поиск вечных ценностей, но каждый зритель видит в картине что-то свое, и полный смысл произведения раскрывается после неоднократного его прочтения. Так же, как иллюстрация из книги, увиденная в детстве, наполняется новыми смыслами для человека, уже умудренного житейским опытом.

На выставке представлена не только живопись, но и скульптура. Все образы наполнены таинственностью, обусловленной использованием древнегреческой мифологии, стародавних легенд других народов и просто универсальных символов, знаков дома, путешествия, рождения, смерти, связанных с нашим подсознанием и поэтому не оставляющих равнодушным никого, в ком еще не иссяк источник, питающий в человеке внутреннюю тягу к познанию.

В частности, на одном из полотен изображены Мойры — богини судьбы. В их руках нити, по которым и разворачиваются человеческие жизни. Стоя перед этой картиной, можно вспомнить и древнегреческий миф об Арахне, которая решила поспорить с богиней Афиной и превзойти ее в искусстве ткачества, за что была превращена в паука, и картину гения испанского барокко Диего Веласкеса «Пряхи»… Вряд ли произведение современного искусства, сделанное, условно говоря, из доски и гвоздя, вызовет столь мощный поток ассоциаций. Хотя и тут всё зависит от уровня просвещенности зрителя. Вспоминается диалог, когда на фразу «Я ничего не понимаю в современном искусстве» следует ответ: «А в барокко и Ренессансе ты что-то понимаешь?»

В греческом зале, в греческом зале

Почему спустя сотни лет античность продолжает волновать умы и художников, и зрителей, «Звезде» рассказала петербургский искусствовед Инна Мирютина.

— Все мы вышли из античности. Эта фраза, возможно, вызовет недоумение у современного человека. Когда была эта античность! Но эта культура незримо существует в нас и рядом с нами, — отмечает эксперт. — Надо подчеркнуть, что именно живопись, скульптура и архитектура прочно закрепили в нашем сознании культурные символы античности.

Но в массовом сознании всё упрощается, идеализируется в соответствии с обывательскими понятиями о красоте.

— Все мы знаем, что Венера — это символ женственности и красоты, Геракл — обязательно храбрый и сильный парень, а про Ахиллеса и его пятку в русском языке есть своё выражение с устойчивой коннотацией, — констатирует специалист по искусству. — Но мораль и философский смысл, заложенные в произведениях античности, уже ускользают из нашего общественного сознания. Мы воспринимаем сейчас только поверхностный смысл того или иного античного образа или символа. И если реклама как основной рычаг массовой культуры до сих пор использует античные символы и образы и они находят в нас отклик, значит, мы всё же не так далеки от античной культуры.

Выставка продолжит работу до 19 января.

Сергей Крюков, фото автора.