Захар Прилепин покончил с политикой. Писатель приехал в Краснокамск, чтобы рассказать о своих творческих планах — Звезда

Захар Прилепин покончил с политикой. Писатель приехал в Краснокамск, чтобы рассказать о своих творческих планах

2018 , 16:21

Один из самых спорных и именитых писателей современности, лауреат престижных литературных премий вернулся к активной литературной деятельности и работает над биографическим романом, посвящённым жизни и творчеству Сергея Есенина. О новой книге, творчестве, жизни и уроках судьбы Евгений Николаевич Прилепин рассказал на встрече со своими краснокамскими поклонниками.

Об имени

По-настоящему меня зовут Евгений, а позывной «Захар» я получил во время службы в ОМОН. Считаю, что это не случайно: моего деда звали Захаром, и это имя является моим исконным, родовым. Когда я готовил первую книгу, решил именно его использовать в качестве псевдонима. Ко мне можно обращаться по-разному: можно – Евгений Николаевич, можно – Захар, я не буду против.

О новой книге

У меня уже вышло 17 книг, я активно занимаюсь журналистикой, веду телепередачи, участвую в музыкальных проектах. Я покончил с политикой и вернулся к литературной деятельности.
Сейчас работаю над биографией Есенина. Есенин – особая тема в литературе. Прошли десятилетия, как его нет на белом свете, но люди и сейчас готовы перегрызть друг другу глотку, когда начинают споры об отношении поэта и большевиков, поэта и монархии, когда обсуждают его убийство-самоубийство. Ощущение такое, что обсуждают события не вековой давности, а вчерашнего или сегодняшнего дня. Как можно изучать древнюю историю, если события недавнего прошлого обрастают легендами и выдумками? Большинство из того, что мы знаем о Есенине, – это мифы, в которых народ наделил его собственными чертами. Мне хочется понять, каким на самом деле был Есенин. Большинство россиян относятся к нему родственно, как к куму, свату, брату… Панибратски называют его Серёжей, хотя это был непростой человек в непростое время.

О Есенине и его времени

В истории литературы сложилось упрощенное понимание отношения Есенина к революции. Впрочем, не только его. В недавнем советском прошлом кинематограф представлял события революции так: с одной стороны – красные командиры, с другой – белые офицеры, которых обычно играли в нашем кино красивые, «породистые» актеры: Олег Даль, Владимир Высоцкий, Александр Кайдановский. Красных показывали более упрощенно.

Во время перестройки оценки резко поменялись, все перевернулось с ног на голову. Красные предстали в литературных и кинопроизведениях настоящими бандитами и ублюдками, а белые – истинными патриотами, которые тосковали по прежнему строю и самозабвенно любили свою родину. Смотришь фильм «Адмиралъ» (16+) и любуешься Хабенским – какой Колчак красавец! Вот так в сознании людей всё и перемешивается: и сама история, и ее оценки – кто был предателем, кто героем, где правда, где ложь?

Такая же ситуация сложилась и в литературе: мол, были в России интеллигенты, которые искренне любили свою страну, налюбоваться на нее не могли. А потом пришли звери-большевики, и им пришлось эмигрировать. Но это всё – крайне упрощенное понимание истории.

Давайте вспомним метания русских интеллигентов в начале прошлого века, вспомним, что их отношение к монархии и царской семье было глубоко критичным, и не только к самодержавию, но и к церкви, самому политическому строю и органам правопорядка, говоря современным языком. В такое время в литературе появился Есенин. Да, он был из деревни, но не тем ярмарочным шутом, каким его часто представляют. Его самого бесили косоворотки, сапоги, похабные частушки, деревенские кривляния. Но что поделать – именно таким его хотела видеть и принимала гламурная литературная общественность того времени.

О кино

Я был на съемках фильма по одному из моих произведений и понял, каким должен быть настоящий режиссер: он обязательно должен смотреть с теплом и симпатией на русского человека. Последние три года я жил и служил на Донбассе и мало смотрел российское кино. Успел посмотреть «Левиафан», от которого осталось тяжелое впечатление: мужик пьет, мент насилует, женщина всем отдается… Не согласен! Наш народ – совершенно другой! Я побывал во многих странах и могу ответственно сказать, что жизнь на окраине Рима или Парижа ничем не отличается от наших окраин, а даже страшнее и деструктивнее. Поэтому мое пожелание всем режиссерам – больше любви к русскому человеку!

О театре

Уверен, сейчас России нужен новый театральный язык. Именно поэтому театр ждет новых, молодых писателей. Сейчас российский театр занят российской буржуазной интеллигенцией, которая пересмешничает над русской историей. Это театр потребительского общества, который развивают циники и негодяи. Это неправильная позиция! Нужно возрождать исконно русский театр с лучшими традициями Островского, Чехова, Булгакова… Для этого необходимо научиться конкурировать, давать зрителям другую картину мира. Можно запретить потребительский театр, который строится на низких инстинктах человека. Но запрет – не лучший способ конкуренции. Лучше развивать современный, «смотрибельный» театр, который заставляет человека переживать и думать.

Вы знаете, что сейчас во МХАТе произошли большие изменения. Считаю, что необходим крупный столичный театр, который может достойно отвечать русофобскому театру. Приглашение работать в такой театр я принял как аванс, как доверие, которое еще нужно оправдать.

О российском телевидении

Перестаньте смотреть всякую блевотину, и продюсеры будут вынуждены закрыть такие передачи. Я вовсе не смотрю телевизор, а вы ругаетесь, но смотрите. Уверен, что телепрограммы должны навязывать зрителю определенную планку интеллекта. Вспомните замечательный фильм, который в 1988 году вышел на экраны, – «Человек с бульвара Капуцинов». Обычные ковбои, посмотрев светлое, доброе кино, и сами стали лучше. Но как только главный герой уехал на два дня – всё изменилось. Это фильм-метафора, который показывает, как влияет кинематограф на людей, и отражает, что делает с нами телевидение сейчас.

Многие зрители протестуют, что на российском телевидении выступают представители Украины. Телеканалы вкладывают серьезные деньги, чтобы украинские политологи, литераторы, интеллигенты-говоруны выступали на российском телевидении и оппонировали, доносили свою точку зрения до наших теле­зрителей. С ними не проводят консультации накануне съемок: это можно говорить, а это – нельзя. Они высказывают свою точку зрения свободно, и это большое достижение. Знаю точно, что никогда никого из российских политиков и писателей ни за что не пригласят на украинское телевидение. Это очень важно – налаживать диалог, понимать, в чем у нас разность взглядов, и искать общие точки соприкосновения. Наша позиция – мы правы на сто процентов и не боимся любых дискуссий в прямом эфире. А украинцы – боятся. Хотя уверен, что большая часть украинцев сами в шоке: «Господи, что с нами происходит?» Янина, Ковтун и другие часто приглашаемые на телевидение украинские политологи отражают взгляды только части интеллигенции.

На телепроектах лично мне больше нравятся другие герои. Недавно посмотрел запись телепередачи двадцатилетней давности, и был удивлен: нынешние воинственные демократы говорили совсем по-другому и защищали иные ценности. А были люди, на которых раньше смотрели как на юродивых: Александр Проханов, Эдуард Лимонов. Они защищали то, от чего многие хотели отказаться. Они были последовательны, невозмутимы и не меняют своих взглядов в зависимости от времени. Они мне ближе и понятнее.

Кстати, многие упрекают российское телевидение во вранье. Но всё познается в сравнении, а мне есть с чем сравнивать. Если наше телевидение слегка привирает, то на украинском – бесконечный поток лжи. Вы просто не представляете себе её масштабы! Я много раз лично убеждался в этом. Это прекрасно, что наши зрители имеют возможность знать позиции не только одной стороны и делать собственные выводы.

О национальной идее

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, легендарный советский ученый-искусствовед, однажды обратил внимание, что в древнерусской литературе (которая куда старше многих европейских культур) нет аналога слову «прогресс». Летописцы переписывали один и тот же текст – житие, летопись или поучение, – не меняя ни одного слова, из века в век. Только если прибавлялись какие-то новые события, их добавляли к уже имеющемуся тексту. Делали это очень аккуратно, чтобы в предыдущем тексте всё было максимально сохранено. Так и в русской истории: из века в век мы ходим по одному кругу, совершая одни и те же ошибки, получая одни и те же уроки.

И с каждым витком становимся чуть старше и чуть умнее. Европейцы бегут вперед, стремятся к прогрессу, и это приведет их к апокалипсису.

Нам нужно создать гражданское патрио­тическое общество. Да, пусть будут митинги и пикеты. Да, нужно объединить людей, которые любят свою страну и относятся к ней не потребительски, а ответственно. Нужно понять, что власть не сакральна, на нее не нужно креститься, но сотрудничать на равных нужно и должно. И сегодня тоже, как и в 1917 году, всё очень сложно.


Справка «Звезды»

Захар Прилепин (настоящее имя – Евгений Николаевич Прилепин) – русский писатель, филолог, публицист. Родился 7 июля 1975 года в селе Ильинка Рязанской области. Известен своей общественно-политической, гуманитарной и военной деятельностью в России и странах ближнего зарубежья. С октября 2016 года – член Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации.

В ряде разножанровых творческих проектов выступал в качестве продюсера, главного редактора, телеведущего, рэп-исполнителя и актёра. Лауреат самых престижных литературных премий России: «Национальный бестселлер», «Большая книга», «Ясная Поляна», «Русский Букер». Женат. Четверо детей.



Новости Mediametrics: