СВО
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
26.04.2024
16+
Архив

Один из самых видных писателей Прикамья Виталий Богомолов отметил 70-летний юбилей

Один из самых видных писателей Прикамья Виталий Богомолов отметил 70-летний юбилей
Он никогда не приукрашивал действительность, не выдумывал чистеньких героев, и его пронзительная проза далеко не всем власть имущим была по нраву

«Мастер русского рассказа с незаурядной судьбой, который на трудных житейских верстах не растерял ни литературного мастерства, ни человеческого благородства», — так называют его друзья и коллеги по перу.

Пять вёрст Виталия Богомолова

Верста 1. Заключённая
Судьба и вправду не баловала писателя, причем не просто с детства, а даже когда он еще находился в материнском чреве. Мама Виталия, Евгения Харлампиевна, в 1942 году была репрессирована, получив 10 лет лагерей по пресловутой 58-й статье. Так что Богомолов появился на свет прямо на суровой тавдинской зоне. Незавидная доля для несмышленого, без вины виноватого малыша: отец сгинул на войне, мать мыкает горе за решеткой. Четыре года ни за что ни про что лишенный материнской ласки Виталий провел в верхотурском детдоме.

Верста 2. Пограничная
Зато служить Богомолов попал туда, куда и мечтал, — в пограничные войска. А туда, как известно, родственников политзаключенных до сих пор не берут! Не досмотрели особисты…

— Советско-китайская граница в те времена звенела от напряжения, словно гитарная струна. Нарушители, которые еще вчера были русским «братьями навек», тараканами ползли через контрольно-следовую полосу, устраивали провокации, грозили массовым прорывом, — вспоминает Виталий Анатольевич.

Виталий с товарищами в любую минуту был готов встретить врага: спали одетыми, вполглаза, подложив под голову автомат вместо подушки. А сколько смогла бы продержаться малочисленная застава, укомплектованная восемнадцатилетними пацанами, против массированной атаки с артподготовкой — мы знаем по Даманскому и по 1941-му. Считанные минуты боя.

Отметим, что на днях Виталий Богомолов был награжден медалью «100 лет пограничным войскам России». Символично, что эту награду ему вручил другой наш пермский писатель-пограничник Алексей Дубровин.

Верста 3. Межовская
Ординский район по количеству известных писателей на душу населения, пожалуй, будет первым в Прикамье. Константин Мамонтов, Михаил Давидов, Иван Гурин, Виталий Богомолов… Все удивляются: или земля там такая плодородная, или воздух особый, а может, какая-то инопланетная аномалия.

Благословенные места!
Ах, как мне здесь пожить охота!
Межовская моя верста:
Река — рыбалка, лес — охота.

Пусть незамысловато, но зато искренне написал прозаик Богомолов стихи о своей любимой деревне Межовке, затерявшейся среди лесов и полей Ординского района. Виталий Анатольевич не раз отмечал, что его душа, попади она в рай, даже там зачахнет без родины большой — России — и родины малой — версты межовской…

Верста 4. Прицепная

— А посчитайте, сколько известных литераторов вышли из крупных городов и сколько их родила деревенская земля, — сравнение будет не в пользу мегаполисов! Раньше как говорили: дескать, мы от сохи произошли! — говорит поэт Фёдор Востриков. — А мы все вышли от прицепной скобы трактора, за которую каждому довелось подержаться в пору юности.

Примечательно, что сцепщиками в разное время трудилась вся прикамская писательская элита: Богомолов, Востриков, Гурин, Гребнев…

— Виталий воспевал деревню не из столичной квартиры. Сам сызмальства трудился на земле, когда его за шалопайство исключили из школы, — был пастухом, штурвальным, и уже в 17-летнем возрасте Богомолову доверили комбайн. А это не шуточное дело — всё равно что в войну на фронте ему бы дали танк! — рассказывает о своем друге писатель Иван Гурин. — Юный хлебороб каждый год был ударником на уборочных, его посылали на ВДНХ и регулярно премировали модными костюмами, которыми он сводил с ума межовских красавиц.

Верста 5. Благородная
Когда известного поэта Фёдора Вострикова принимали в Союз писателей, то для вступления ему не хватило одной печатной публикации. А условия московские чиновники поставили жесткие: выходит книга — примут, нет — как говорится, до свидания.

— И лимиты тоже были жесткие. 90-е были лихими не только на улице, но и в литературе: даже маститые писатели издавались не чаще одного раза в год. Что уж о начинающих говорить, — вспоминает Виталий Анатольевич. — Да и столько выстрадал Фёдор — как по-человечески не помочь брату по перу?

И Богомолов совершил поступок, на который мало кто решился бы. Вместе с поэтом Алексеем Решетовым он отдал право очереди на публикацию Вострикову. Причем Решетов был к тому времени известный поэт, а Виталий Анатольевич и сам только-только издал свою первую книжку, и второй в ближайшей перспективе, увы, не предвиделось. Потому что Богомолов никогда не приукрашивал действительность, не выдумывал чистеньких героев, и его пронзительная проза далеко не всем власть имущим была по нраву — ни в советские годы, ни в перестроечное безвременье. Зато, к счастью, творчество писателя как раз по нраву нынешнему читательскому поколению.

Книги Виталия Богомолова
• Глухариное утро (1987)
• Дороже сказочных земель (I989)
• Гонки на приз Содома и Гоморры (1997)
• Тесными вратами (1998)
• Ночной гость (2001)
• Оставлены жить (2001)
• На склонах древнего Рифея. Стихи (2002)
• Старые русские (2003)
• Три любви. Стихи (2004)
• Среди душманов (2005)
• Молитва из маминого клубочка (2006)
• К Небесной пристани (2007)
• Поездка на исчезнувшую родину (2008)
• По небу журавли плывут. Стихи (2009)
• Вон парнишка бежит босиком (2011)
• Эксклюзив. Стихи (2011)
• Как тебя тебя зовут? (2013)
• Жизнь мимо жизни (2016)

Текст:  Максим Шардаков
Фото:  Владимир Бикмаев