Ученые Пермского Политеха совместно с коллегами из Пермского государственного медицинского университета им. академика Е.А. Вагнера и сотрудниками Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии им. С.Г. Суханова предложили для обучения студентов использовать робота, имитирующего пациента.
Как сообщили в пресс-службе ПНИПУ, в качестве роботизированной системы использовался антропоморфный робот на платформе Robo-C от компании Promobot. Ранее ученые Пермского Политеха разработали для этого робота smart-челюсть и smart-зубы для обучения стоматологов. В 2024 году с коллегами по научно-образовательному центру они создали модуль для введения инъекций. Также разработана лингвистическая база, описывающая ключевые аспекты заболеваний: анамнез, жалобы, физикальный осмотр и др.
Робот с возможностью разговаривать и имитировать симптомы заболеваний значительно улучшает медицинское обучение, сообщают в пресс-службе ПНИПУ. Он реагирует на раздражители или случайным образом в рамках заданных сценариев. В его базе — клинические случаи, включая редкие, основанные на международной классификации болезней. Искусственный интеллект создаёт вариации случаев, а студент, взаимодействуя с роботом через медицинскую информационную систему, ставит диагноз и назначает лечение. Робота можно направлять на виртуальные обследования. Апробация проходила в ведущих медицинских центрах Перми, включая ФЦССХ им. Суханова, Краевой кардиодиспансер и федеральный аккредитационно-симуляционный центр ПГМУ им. Вагнера.
Для проверки гипотез и апробации были проведены исследования среди обучающихся медиков 5-6 курсов ПГМУ, которых разделили на две группы по 100 человек.
В исследовании участвовали пациенты с ишемической болезнью сердца и кардиомиопатией Такоцубо (синдром разбитого сердца). Одна группа студентов взаимодействовала с реальными пациентами, другая — с антропоморфным роботом. Ученые оценивали правильность диагностики, полноту сбора анамнеза, адекватность лечения и информирование пациента, а также уважительное отношение врача.
Исследование Пермского Политеха показало, что все студенты, работавшие с роботом, успешно ставили диагноз. Это подтверждает эффективность робот-ассистированных технологий в обучении медиков, позволяя отрабатывать даже редкие клинические случаи. Качество лечения не отличалось между группами, что открывает перспективы внедрения инновационных методик в подготовку врачей с учетом изменений в законодательстве.