Штрафы стали больше
С 1 января серьезно увеличились штрафы за многие нарушения ПДД. В первую очередь это коснулось наиболее распространенных нарушений: превышения скорости, несоблюдения требований дорожной разметки, непристегнутый ремень безопасности и другие.
Штраф за превышение скорости на 20-40 км/ч теперь составляет 750 рублей вместо 500. Повышение на 40-60 км/ч – 1500-2250 рублей, тогда как ранее суммы составляли 1000-1500 рублей.
В полтора раза вырос штраф за непристегнутый ремень безопасности у водителя или пассажира – с 1000 до 1500 рублей. Движение по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств, теперь наказывается штрафом в 2250 рублей вместо 1500, проезд на запрещающий сигнал светофора – 1500 рублей и так далее.
Все новые штрафы мы указали в таблице. Но здесь отметим еще одно новшество, ужесточающее наказания для нарушителей. Ранее при быстрой оплате штрафа была предусмотрена скидка в 50 процентов. Теперь ее размер сокращен до 25 процентов. Правда, теперь возможность заплатить штраф со скидкой действует в течение 30 дней, а не 20, как раньше. Поэтому минимально возможный штраф (например, за превышение скорости на 20-40 км/ч, который водитель оплатил в течение 30 дней) составит 565 рублей, тогда как раньше это было 250 рублей.
До 2025 года все средства от уплаты штрафов поступали в региональные бюджеты. Однако федеральный Минфин подготовил поправки в Бюджетный кодекс РФ, по которым в казне региона остается 75 процентов, а 25 процентов направляются в федеральный бюджет. Госдума уже одобрила это предложение, и с нового года оно вступило в силу. При этом, предположительно, доходы региональных бюджетов не сократятся – как раз потому, что сами суммы штрафов выросли.
Что ещё подорожало?
Значительно выросли с 1 января 2025 года и ставки утилизационного сбора. Его уплачивают продавцы автомобилей при ввозе товара в Россию. Естественно, сумма сбора закладывается в цену продажи. С января за ввоз авто с двигателем объемом от одного до двух литров нужно заплатить 667,4 тысячи рублей, что более чем на 100 тысяч выше, чем ранее. Ввоз импортной машины с двигателем более 3,5 литра стоит 2 742 200 рублей, что почти на 200 тысяч рублей больше прошлогодних значений. В 20 раз выросли тарифы на электромобили и гибриды. Одновременно в январе были проиндексированы таможенные пошлины на ввоз импортных товаров, в том числе автомобилей, но это повышение на фоне роста утильсбора можно считать несущественным.
Напомним, ставку утильсбора уже поднимали, причем не так давно – в октябре прошлого года на 80 процентов. При этом власти не скрывают, что рост тарифов продолжится вплоть до 2030 года.
Правда, для граждан, которые ввозят иностранные авто для личного пользования, ставки утильсбора не поменялись.
Не так существенно (чуть более чем на семь процентов) подорожал техосмотр. Тарифы устанавливают региональные власти, и поэтому цена техосмотра в разных субъектах РФ может существенно отличаться. Дешевле всего техосмотр стоит в Ивановской и Кемеровской областях – 981 и 998 рублей соответственно. А вот в Амурской области цена ТО – 1690 рублей, в Ненецком автономном округе – 1600, в Краснодарском крае – 1560 рублей. В Прикамье стоимость техосмотра составляет 1098 рублей, что примерно соответствует средней цене по России.
Другие новшества
Принято решение о едином полисе ОСАГО, который действует не только в России, но и в соседней Беларуси. Единый полис можно оформить хоть сейчас, страховые компании просто сделают дополнительное соглашение к действующему документу.
Перестала действовать старая редакция ГОСТа 50577-2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования». Ранее можно было использовать автомобильные номера без российского флага, теперь – только с триколором. Наличие флага на номере стало обязательным, за его отсутствие будут штрафовать – причем на дорожных камерах для этого появилась дополнительная функция. Штраф составляет от 500 до 5000 рублей, и за это нарушение даже могут лишить прав на срок до двух лет.
Но если автомобиль был зарегистрирован с номером без флага до вступления в силу нового ГОСТа, автовладельца наказывать не будут.
Однако есть и поправки, которые облегчат жизнь автомобилистов. К таким решениям можно смело отнести официальное объявление о продлении срока действия прав. Если этот срок истекает до 31 декабря 2025 года, права можно не менять, они автоматически будут действительны еще три года. Впрочем, если вы сами захотите получить новые права, можно это сделать, обратившись в ГАИ очно.
Дальше – больше
Как мы и упоминали, законодатели приняли или планируют принять еще целый ряд инициатив. Часть из них вскоре вступит в силу, часть пока находится на рассмотрении.
Так, с марта 2025 года дорожные средства фото- видеофиксации дополнятся новыми функциями, которые смогут вычислять в потоке машин те, владельцы которых не удосужились оформить полис ОСАГО. В течение первого года эта система будет действовать в пилотном режиме, и нарушители через «Госуслуги» (16+) будут получать соответствующие уведомления с напоминанием.
За нарушение, зафиксированное камерой, штрафы пока присылать не будут – для этого нужна соответствующая сертификация. Протоколы об отсутствии ОСАГО по-прежнему могут оформлять только сотрудники ГАИ. Однако массовая рассылка штрафов с камер, причем в ежедневном режиме, начнется, как ожидается, с 2026 года.
У этого ужесточения правил есть и положительная сторона: с марта 2025 года больше не нужно при регистрации авто предъявлять полис ОСАГО. Также новые нормы разрешат снимать машину с учета прямо в день продажи, а не через десять дней. Так продавцы будут избавлены от чужих штрафов.
Среди других инициатив, которые пока находятся на рассмотрении, штрафы за громкую музыку и звук выхлопной системы. Госдума рассматривает увеличение наказания для любителей громко слушать музыку в машине аж в 40 раз – с 500 до 20 тысяч рублей. За рев глушителя планируется штрафовать на суммы от пяти до 30 тысяч рублей. В Москве уже тестируются камеры с измерителями шума, и когда-нибудь технологическая новинка наверняка будет распространена на всю страну.
В этом году также должен вступить в силу закон, принятый в начале октября 2024 года Госдумой в первом чтении – штрафы за опасное вождение. За первый такой случай предусматриваются штрафы в три-пять тысяч рублей, а за повторное нарушение в течение года – лишение прав на срок от одного до трех месяцев. Норма должна заработать, когда депутаты, ГАИ и Минтранс России пересмотрят и установят определение опасного вождения, которое сегодня есть в ПДД.
Также на рассмотрении законотворцев инициатива запретить тюнинг и замену мотора, непредусмотренного заводом-изготовителем. До вступления в силу этого запрета изменения в конструкции авто можно легализовать с помощью установленной процедуры (проверка в сертифицированной лаборатории), но, если норма вступит в силу, сделать этого будет нельзя.
Осенью 2024 года в первом чтении по просьбе ГАИ была принята и норма об увеличении штрафа за отказ водителя от остановки по требованию инспектора. В течение 2025 года документ должен быть принят окончательно, и тогда штраф будет повышен с 500-800 рублей до семи-десяти тысяч рублей. За повторное аналогичное нарушение могут лишить прав на полгода.
Рассматриваются давно, но никак не приняты еще две инициативы. Первая – это создание всероссийского приложения «Народный инспектор», где граждане смогут сами регистрировать нарушения ПДД. Такое приложение хотели запустить в 2022 году, но пока в масштабах страны оно не функционировало, хотя региональные аналоги и есть. Может быть, заработает в 2025 году.
Также не первый год обсуждается так называемое лекарственное опьянение, положение о котором предлагается внести в КоАП. Суть идеи в том, что наряду с алкогольным и наркотическим за такое опьянение водителей будут лишать прав. Однако прежде чем принять закон, нужно получить от минздрава список препаратов, после употребления которых запрещается садиться за руль. Тема наделала много шума уже на стадии обсуждения: в слитых в сеть списках таких лекарств были и самые безобидные – например, сироп от кашля или порошок от простуды. Официально Минздрав РФ так и не составило окончательных списков, но в 2025 году ситуация может все же разрешиться.
Но даже уже принятых штрафов, повышенных тарифов и запретов достаточно для того, чтобы жизнь автомобилистов заметно осложнилась, а стоимость владения автомобилем резко возросла – до значений, при котором железный конь из средства передвижения вновь стал настоящей роскошью.
Новые штрафы за нарушение ПДД
В Пермском краевом центре безопасности дорожного движения полагают, что самое главное в вопросе повышения штрафов – не поступления в бюджет, а контроль за соблюдением ПДД и борьба с аварийностью.
– Рост штрафов и ужесточение порядка оплаты – это ужесточение контроля и неизбежности наказания. То есть, в первую очередь это мера, которая призвана повлиять на снижение аварийности.
С точки зрения бюджета, поскольку штрафы выросли в целом по всем основным статьям нарушений ПДД ровно в 1,5 раза, можно прогнозировать, что ГАИ при том же количестве нарушений вынесет штрафов на сумму в 1,5 раза больше. При этом остается процент водителей, которых повышение штрафа будет стимулировать не совершать нарушения. Но эту цифру не представляется возможным посчитать, так как она гипотетическая.
Вторая составляющая изменений: раньше заплатить можно было 50 процентов от суммы штрафа за 20 дней, и все деньги шли в краевой бюджет, сейчас – 75 процентов за 30 дней, и при этом 75 процентов от поступивших средств идет в краевой, а 25 процентов – в федеральный бюджеты. Если считать, что все платят со скидкой, то краевой бюджет будет получать 56 процентов от наложенных штрафов. Соответственно, при одном и том же количестве нарушений краевая казна будет получать примерно в полтора раза больше.
Напоминаем, что в соответствии с бюджетным кодексом РФ поступившие штрафы от ПДД попадают в Дорожный фонд и средства из этого фонда могут расходоваться исключительно на дорожно-транспортную инфраструктуру.