СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
11.09.2024
16+
Архив

Вернуть жизнь: анестезиолог-реаниматолог о проведении сердечно-легочной реанимации и важности человеческого сочувствия

Вернуть жизнь: анестезиолог-реаниматолог о проведении сердечно-легочной реанимации и важности человеческого сочувствия
Если человек перестал дышать – это верный признак того, что ему нужна сердечно-легочная реанимация.

Если человек перестал дышать – это верный признак того, что ему нужна сердечно-легочная реанимация. Как ее проводить, чем может помочь непрофессионал и чего будет стоить упущенное время? На эти и другие вопросы в программе «Здоровая среда» в эфире радио на волне 91,2 Fm ответил Сергей Ляпустин, завкафедрой анестезиологии, реаниматологии и скорой медицинской помощи ПГМУ им. Вагнера.

Кто не станет врачом?

– Сергей Борисович, объясняете ли вы студентам, будущим реаниматологам, как в критических ситуациях сохранять хладнокровие? Это ведь очень важно, особенно когда требуется экстренная помощь.

– На самом деле, чаще всего мы занимаемся со студентами старших курсов. Это уже не вчерашние школьники, это почти врачи, знающие анатомию, физиологию, прошедшие огонь и воду! Хочется верить, что к этому времени они уже научились не терять голову.

– Не так давно, в рамках проекта «Открытый университет», в центре сердечно-сосудистой хирургии имени Суханова была организована прямая трансляция операции на открытом сердце. Нескольким из посетителей стало плохо. Как вы считаете, о склонности к таким реакциям стоит узнать заранее до того, как сдашь кучу зачетов, экзаменов?

– Полагаю, что каждый, кто окончил медицинский университет, на каком-либо этапе обучения чувствовал себя неважно. И это совершенно не значит, что он не сможет стать врачом. Если во время наблюдения за операцией студенту-медику становится плохо, это нормальная физиологическая реакция. Но человек привыкает ко всему, то, что когда-то пугало, казалось совершенно невыносимым, со временем станет абсолютно нормальным. Профнепригодность состоит не в этом. По моему мнению, эмпатия куда важнее с точки зрения профессии врача. Человек, лишенный сочувствия к пациенту, начинает проповедовать механистический подход. Возможно, и работать ему будет проще с машинами, чем с людьми.

Книги не учат спасать

– Как в критической ситуации действовать людям, которые не имеют медицинского образования? Что делать, если вы, например, стали свидетелем дорожно-транспортного происшествия?

– Лучшее, что может сделать обыкновенный прохожий, никогда не проходивший специальной подготовки, – это вызвать скорую помощь. Если же вы обладаете навыками проведения базовой сердечно-легочной реанимации, а это не то умение, которое можно освоить по книжке, – то чем раньше вы к ней приступите, тем больше будет у пациента шансов выжить.

– Со стороны кажется, что в сердечно-легочной реанимации нет ничего сложного.

– Вопрос в том, помогут ли ваши действия спасти человека или же это просто имитация деятельности. Во время профессионального обучения используются специальные манекены, предоставляется компьютеризированная обратная связь, которая подскажет, насколько ваши действия эффективны.

– Этой весной в медуниверситете работал профильный лагерь, в котором будущие студенты имели возможность познакомиться с основами оказания первой медицинской помощи. Во время таких мероприятий действительно можно чему-то научиться?

– Там как раз и отрабатывались навыки базовой сердечно-легочной реанимации с использованием манекенов, участники могли своими руками попробовать сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Кстати, это знание может оказаться полезным вне зависимости от того, выберет ли человек в итоге профессию медика или нет. Во многих странах базовая сердечно-легочная реанимация входит в программу подготовки самых разных специалистов: парамедиков, пожарных, полицейских, сотрудников вокзалов, крупных торговых центров – мест крупных скоплений людей. Нам бы очень хотелось, чтобы данная практика получила распространение и в Российской Федерации. Время является критически важным фактором при внезапных проблемах с сердцем. Очень важно, чтобы поблизости оказался человек, владеющий нужными навыками.

Важна скорая помощь

– Какие признаки говорят о том, что человеку требуется сердечно-легочная реанимация?

– Без специальной техники, например электрокардиографа, довольно сложно определить какой именно вид остановки кровообращения произошел. Так что для обывателей важен в первую очередь сам факт отсутствия сознания и самостоятельного дыхания. Это – основной признак возможной клинической смерти.

– Как быстро при отсутствии помощи в организме начнутся необратимые процессы?

– В народе есть традиционное представление о пяти минутах, за которые нужно успеть вернуть дыхание. Однако, многие профессионалы считают, что эта цифра завышена и на самом деле в нашем распоряжении есть не более четырех минут. Стоит понять, что этот временной промежуток критичен не столько для сердца – восстановить сердцебиение можно и позднее! – сколько для головного мозга. Мы периодически сталкиваемся с ситуациями, когда сердечно-легочная реанимация проводилась, формально все прошло успешно, но в социальном плане человека к жизни не вернули. За счет длительного периода без кислорода его мозг был поврежден до такой степени, что надеяться на восстановление уже невозможно. Время – это ключевой фактор.

– И как раз за эти четыре минуты медики, скорее всего, приехать не успеют.

– Конечно! Именно поэтому обществу важно готовиться к таким ситуациям, сотрудники различных служб должны проходить соответствующее обучение. Только так мы добьемся того, чтобы помощь пришла как можно скорее.

справка

Как проводится сердечно-легочная реанимация?

Давление руками на грудину пострадавшего выполняется весом туловища участника оказания первой помощи на глубину 5-6 см с частотой 100-120 в минуту. После 30 надавливаний руками на грудину, необходимо осуществить искусственное дыхание методом «рот-ко-рту»

Нелли Кибишева