СВО
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
26.04.2024
16+
Архив

Корреспондент «Звезды» изучил плюсы и минусы частной медицины в Прикамье

Корреспондент «Звезды» изучил плюсы и минусы частной медицины в Прикамье
Объем рынка частных медицинских услуг в Прикамье только по программам госгарантий оценивается примерно в 50 миллиардов рублей. И в целом обороты только наращиваются год от года

У пермяков давно не вызывает удивления тот факт, что на прием к терапевту или другому специалисту частной клиники можно попасть бесплатно. Многие пациенты, имеющие на руках только полис ОМС, уже привыкли выбирать медицинское учреждение по многообразию признаков: по близости к дому, уровню сервиса и даже просто по личному знакомству с врачом. И в этом перечне вовсе не на первых позициях стоит такой пункт, как форма собственности учреждения — частное оно или государственное.

По данным краевого минздрава, сегодня в Прикамье около 60–70 частных медицинских учреждений работают по полисам ОМС. И эта цифра не изменяется уже несколько лет. Меняется только, да и то незначительно, список клиник, получающих разрешение на оказание этих услуг.

Всего в регионе зарегистрировано около 1100 частных учреждений, имеющих лицензии на медицинскую деятельность. Большинство из них сосредоточено, конечно, в краевом центре. Соотношение частных и государственных учреждений в Перми выглядит так: на 540 частных компаний приходится всего 136 государственных. Но при таком количестве игроков объемы оказываемых услуг в частном секторе значительно меньше и по краю составляют около 20 процентов.

Хотя, по мнению директора клиники «Медси» Елены Россохиной, количество пользователей частной медицины растет. По крайней мере, в их клинике за последние два года оно увеличилось почти на 700 тысяч человек. Из них около 40 процентов их пациентов — это частные лица.

К слову, именно этот показатель свидетельствует о качестве предоставляемых платных услуг. Поскольку это не тот случай, когда предприятие «прикрепляет» своих сотрудников к конкретной больнице, а индивидуальное решение каждого отдельного человека.

На первый взгляд, напрашивается вывод о том, что популярность платной медицины растет, равно как и качество предоставляемой в этом секторе медицинской помощи. Однако некоторые факты позволяют утверждать, что не всё здесь так просто.

Бизнес на здоровье?
Эксперты в целом сходятся во мнении, что если человека настигло что–то ему понятное — простуда, ОРВИ, расстройство пищеварения и тому подобное, — то он охотнее идет в частную клинику, где гарантированы повышенный уровень сервиса и отсутствие очередей. Однако как только обнаруживается нечто более серьезное, тот же самый пациент обращается в государственное учреждение.

Многие жалуются, что, походив по коридорам частной клиники, сдав кучу анализов и потратив на это уйму денег и времени, в конечном итоге всё же отправляются в государственную поликлинику и там начинают всё сначала. И это уже не говоря о том, что иногда опасность заболевания вовсе не вызывает необходимости такой детальной, сложной и, главное, дорогостоящей диагностики и массы лабораторных исследований.

Подобные ситуации происходят сплошь и рядом. Что лежит в их основе? Ответ прост: разница в подходе к процессу. По мнению заведующего кафедрой истории Отечества, истории медицины, политологии и социологии Пермского мед-университета Николая Невоструева, социальная и экономическая составляющие частной медицины вступают в противоречие.

С ним согласен заместитель министра здравоохранения Шамиль Биктаев.
— Если государственные медучреждения выполняют задачи доступности и качества, то первый пункт устава любой частной клиники касается прибыли, — поясняет он. — И медицина здесь — это в первую очередь бизнес. Они заинтересованы в том, чтобы обратившийся к ним пациент прошел как можно больше обследований. Ведь за каждое предусмотрена отдельная плата.

По его словам, сегодня объем рынка частных медицинских услуг в Прикамье достаточно обширен и только по программам госгарантий оценивается примерно в 50 миллиардов рублей. Причем это около 80 процентов от общей суммы рыночного оборота частного сектора медицины. И в целом обороты только наращиваются год от года.

Этому есть объяснение: частная медицина, как любой бизнес, более мобильна и гораздо быстрее реагирует на текущие изменения. Отсюда, например, хорошая оснащенность со-временным оборудованием, приоритет наукоемких технологий и дорогостоящих исследований. Сдерживает ее развитие лишь неопределенность некоторых установленных правил игры, другими словами, возможность внезапного изменения законодательства. Или непрозрачность определенных условий. Например, те же условия распределения объемов для приема больных по полисам ОМС.

Именно поэтому в структуре частных клиник многопрофильные учреждения занимают лишь четверть от количества всех организаций. Ведь чем больше направлений деятельности, тем сложнее соответствовать достаточно изменчивым требованиям. А подавляющее число узкопрофильных медучреждений (почти треть) составляют стоматологические клиники и кабинеты. Разрыв внушителен, поскольку следом за ними, с объемом всего в 8 процентов рынка, идут лаборатории для проведения всевозможных анализов, а далее – реабилитационные услуги (7,4 процента).

Стоит отметить, что некоторые направления медицинской помощи в Перми, такие как, например, экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), вообще представлены только в частных клиниках.

По мнению заместителя директора ТФОМС Пермского края Евгения Рожнева, пациент ни в коем случае не должен софинансировать свое лечение в клинике, если он получает услугу по полису ОМС. Поэтому подобные жалобы тщательно рассматриваются.

Конечно, в государственных лечебных учреждениях никто не будет брать деньги за пользование кулером. Однако еще очень свежа история, которая разразилась в Прикамье месяц назад. Тогда в одной из поликлиник не выписывали рецепты из-за… отсутствия бумаги.

Факт недофинансирования отрасли здравоохранения сегодня признается на всех уровнях. Особенно впечатляет масштаб денежной нехватки в сравнении с рекомендациями ВОЗ, которые считают, что более-менее достойная медицина может быть создана при условии, если расходы на нее будут составлять 6–7 процентов от ВВП. Но еще более весомо этот разрыв выглядит по сравнению с другими странами. В Европе на здравоохранение тратится от 7 до 11 процентов, в Америке — почти 15.

По данным краевого минздрава, в Прикамье эта цифра составляет около трех процентов.

Впрочем, к частной медицине предъявляются, конечно, другие претензии. Например, об обоснованности и правильности лечения, проводимого в частной клинике. Но доказать их гораздо сложнее, поэтому зачастую жалобы в Фонд ОМС просто не направляют. Как правило, реальные результаты по жалобам на качество услуг возникают в случаях, когда ошибки или халатность врачей очевидны. Как это, например, случилось в медицинском центре «Философия красоты и здоровья», когда женщина, перенесшая пластическую операцию, впала в кому.

В более легком случае, с которого мы начали, далеко не все идут жаловаться в ТФОМС. А если и идут, то перспективы исхода спора достаточно туманны.

Врачи — люди консервативные
Конечно, официальной статистики, которая позволила бы с уверенностью утверждать, что качество лечения в государственных лечебных учреждениях выше, чем в частных, нет. Но косвенные признаки об этом всё же свидетельствуют.

Некоторые «продвинутые» пациенты считают, что идти в частную клинику можно только в двух случаях: если необходимую услугу в государственном учреждении получить невозможно или если заболевание не выходит за рамки средней сложности и важно качество предлагаемого сервиса.

Странная ситуация, если учесть, что все врачи – и частных, и государственных клиник — учились в одном вузе. А по логике вещей, частные клиники заинтересованы, чтобы у них работали высокопрофессиональные специалисты. Со своей стороны врач, высоко ценящий свои качества, безусловно, желал бы работать за более высокую оплату и в более комфортных условиях.

Но факт есть факт: врачи частных клиник в большинстве своем предпочитают там лишь подрабатывать, оставляя трудовую книжку в обычной городской поликлинике и, соответственно, ведя там приемы. Даже в самых благополучных частных медклиниках лишь половина врачей работает на постоянной основе. Остальные — приходящие совместители.

В чем секрет? Как утверждают эксперты, врачи — люди достаточно консервативные и, как правило, не спешат менять условия, в которых живут и работают. Таковы издержки профессии.

Но это только один момент, и не самый существенный. Вторая причина более прозаическая — у государственных врачей есть некоторые бонусы. К примеру, повышение квалификации, от чего зависит уровень зарплаты, они проходят бесплатно, а вот их коллегам из частных клиник за это приходится платить.

В профессиональной медицинской среде существует еще одно мнение о том, что сдерживает профессиональный рост врачей частных клиник. Как уже говорилось, со сложными случаями жители Прикамья предпочитают обращаться всё же в государственные учреждения. И это дает муниципальным врачам огромную практику, которая поневоле наращивает их опыт и знания. А врачи частных клиник, особенно те, кто не имеет другого места работы, такой возможности для собственного профессионального роста лишены.

Текст: Инесса Суворова
Фото: из свободных источников