На площадке пермского завода им. Шпагина в «Точке кипения» 5 апреля состоялась научно-практическая конференция «Разумные от народа» (12+).
Мероприятие проходит ежегодно. Оно представляет собой цикл встреч для обмена опытом в сфере разработки и производства беспилотных авиационных систем (БАС). Проявить себя на нем могут как ведущие специалисты, так и инициативные любители. В 2024 году конференции уже прошли в Воронеже, Курске, а теперь и в Перми. Предстоят еще две — в Томске и Самаре.
Организатором конференции является белгородская компания «Транспорт будущего». Она была основана в 2021 году. Предприятие специализируется на производстве беспилотных авиационных систем гражданского назначения.
Главный конструктор компании «Транспорт будущего» Павел Корольков объяснил, почему Пермь была выбрана одним из мест проведения: «Каждый город для нас, как организаторов, особый. Пермь — это прежде всего промышленные предприятия, специализирующиеся на машиностроении, производители оборудования, разработчики композитных материалов, а также высокий кадровый и научный потенциал. Поэтому мы фокусируемся на представлении нашего опыта и формулировании запросов для будущих совместных научно-производственных проектов».
Дроны в разных сферах жизни
По поручению президента России Владимира Путина в июне 2023 года была утверждена Стратегия развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года. Согласно этой Стратегии, в течение ближайших 6,5 лет в стране должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников.
Разработка и производство гражданских беспилотников уже стремительно развивается. Все чаще БАС используют в различных сферах для удобства и повышения качества работы. На стенде компания «Транспорт будущего» представила различные модели, созданные под разные задачи.
Дроны-курьеры, например, могут с легкостью доставить любые малогабаритные грузы — от пиццы до лекарств. Они совершают посадку точно к местоположению клиента. После этого груз можно забрать из самовыдвижного лотка. Вес такого дрона составляет 20 кг. Летает он со скоростью до 60 км/ч, а заряда хватает на час.
Агродроны начали применять для обработки растений средствами защиты. Беспилотник помогает значительно повысить скорость работы. За час он может обработать территорию до 80 га, а за смену — до 600 га. Его бак для жидкости вмещает до 200 литров.
Дроны-инспекторы используют для мониторинга неефте- и газопроводов, а также пожарной обстановки. Они оснащены камерой, способны быстро обследовать большие площади. Для их запуска используется искусственный интеллект, который позволяет быстро обрабатывать и передавать информацию, точно определять место и масштаб ЧС. Такой дрон способен дольше оставаться в воздухе — до 3 часов. Дальность полета составляет 180 км.
Краевая газета «Звезда» спросила у главного конструктора Павла Королькова, несколько сложно перепрофилировать беспилотник под разные задачи.
«Все беспилотные летательные аппараты, которые мы разрабатываем, делаются в виде технологической платформы, которую весьма легко можно использовать для различных целей. То есть если взять к примеру наш стандартный агродрон, у него грузоподъемность составляет 40 кг. Его используют как бак для авиахимработ, устройство для посева и так далее. Но никто не говорит, что мы не можем применять его для доставки. Он также может доставлять продукты, воду или медикаменты», — отметил специалист.
Сейчас компания продолжает изучать потребность в дронах и разрабатывать новые модели. На сегодняшний день разработано 9 различных моделей мелкосерийного производства.
Использование и производство в Пермском крае
На сегодняшний день в Пермском крае продолжается работа над созданием Научно-производственного центра БАС. Минпромторг Пермского края и АНО «Пермский НОЦ» подписали Меморандум о взаимопонимании в отношении реализации проектов в области проектирования, производства и испытаний беспилотников.
Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин неоднократно подчеркивал значимость развития отрасли БАС: «На территории региона сосредоточена большая кооперация компаний по производству и разработке систем навигации, которая применима в том числе к беспилотным авиационным системам, что актуально в связи с формированием отрасли в России. Формат конструктивного взаимодействия между представителями производственных компаний, образовательных и научных организаций сегодня присутствует. Он позволяет налаживать обмен информацией, надежнее выстраивать кооперацию между всеми заинтересованными сторонами и намечать векторы развития.
Мы также поговорили с Марком Марецким, директором пермского ООО «Вершина» — компанией-произведителем БАС. Он рассказал о том, с какими трудностями сейчас сталкивается предприятие.
«Мы пока единственная компания в Перми, которая занимается производством беспилотников. Остальное — гаражные сборки. Но мы еще совсем молодая, небольшая компания. Пытаемся пробиться на гранты, на гражданские заказы, но пока это сложно. Поэтому мы ищем точки соприкосновения. Различные акселераторы и подобные конференции дают возможность обмениваться опытом с большими компаниями, которые уже прошли этот путь», — поделился Марк Марецкий.
Несмотря на то, что производство беспилотников в Пермском крае сейчас находится на начальном этапе, в регионе их уже задействуют в разных сферах. В некоторых из сфер они уже плотно обосновались.
Так, например, высокую заинтересованность в использовании беспилотников проявляет МЧС. Уже в этом сезоне их используют для мониторинга паводковой ситуации. С помощью аэрофотосъемки производится разведка местности. В ходе осмотра специалисты оценивают состояние рек и водоемов края. Кроме того, беспилотники помогают сотрудникам МЧС следить за пожарной обстановкой и выявлять очаги возгорания.
Лела Минадзе
Фото: краевая газета «Звезда»