Под колпаком

14 июня, 14:29

Недавнее заседание краевого правительства напоминало нечто среднее между педсоветом и заседанием комиссии по делам несовершеннолетних. Ведь рассматриваемая тема была очень специфическая — «О новых подходах в системе профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае».

Поскольку что-то принципиально новое в работе с детьми изобрести почти невозможно, то предложено было вернуть старые добрые традиции, только в несколько иной упаковке. Школе возвращаются воспитательные функции, будет расширено просвещение родителей, а также в рамках формирования единой информационной системы учащихся поручается собирать информацию о каждом ребёнке для последующей профилактической работы.

Обманчиво благополучные
Председательствовавший на заседании губернатор Максим Решетников начал с информации, которая его самого озадачила и удивила. При общей тенденции снижения подростковой преступности, а за последние два года она уменьшилась почти на четверть, выявилась другая проблема. Дети из благополучных семей, которые на учёте никогда не состояли и не нуждались в профилактической работе, стали совершать преступлений едва ли не больше, чем подростки из группы риска и группы социально опасного положения (СОП)… Среди несовершеннолетних, впервые совершивших преступления, таких «благополучных» ребят 39 процентов.

Губернатор не стал сваливать всю ответственность за эту ситуацию только на семью. Отметил, что здесь совокупность причин. Мол, родители при современном ритме жизни не всегда успевают заниматься детьми, а у учителей большая нагрузка и ориентация в первую очередь на учебный процесс. У тех и у других иногда просто нет навыков для распознания сложной ситуации, в которую попал тот или иной ребёнок. К примеру, когда его травят сверстники, что нынче именуется словом «буллинг». Или когда он сутками сидит в соцсетях и подпадает под влияние манипуляторов, орудующих в деструктивных группах.

При этом существующая система профилактики работает по старинке — с теми, кто уже находится в зоне внимания социальных служб. И уже очевидно, что ей требуются новые подходы и решения. Особенно в создании профилактической системы, которая бы позволила выявлять риски на самых ранних стадиях, когда проблема только начинает появляться.
Перед тем как передать слово профильному вице-премьеру Татьяне Абдуллиной, губернатор отметил, что давно назрела необходимость возвратить воспитательные функции школе, которая сегодня больше ориентирована на учебный процесс.

И далее вице-премьер развила эту мысль. Что от недостатка внимания со стороны школы и родителей дети предоставлены сами себе, «зависают» в соцсетях и пополняют базу групп деструктивной направленности. Ежегодно волонтёрами выявляются в этих группах до двухсот детей.

Кейсы для детей и родителей
Профилактической работе с подростками, по словам Татьяны Юрьевны, мешают системные барьеры. Ведь школа не обладает всей полнотой информации о ребёнке. Поэтому в течение текущего года будет создана единая информационная система учащихся, будет обеспечен мониторинг соцсетей и так далее.

— Система должна собрать всю информацию о каждом ребёнке, — подчеркнула вице-премьер, — чтобы затем дифференцировать проблемы детей по уровню сложности. И это станет подспорьем в воспитательной работе…

На раннюю профилактику будет направлено многое, начиная от различных психологических центров и заканчивая комиссией по делам несовершеннолетних. Показатели такой работы включат в оценку деятельности руководителей образовательных учреждений. Школам будут ставиться задачи по вовлечению детей в общественную деятельность через волонтёрские и добровольческие объединения. Предполагается каждому проблемному ребёнку дать наставника («буксир»?) из числа активной молодёжи, задуманы и прочие меры.

Не получится остаться в стороне и у родителей. С 1 сентября, по словам Татьяны Абдуллиной, для них запланирована череда различных мероприятий в плане просвещения: образовательные кейсы из аудио- и видеоуроков, школы родительских компетенций, консультативные приёмы медиаторов для разрешения конфликтов с детьми.

Единственное, о чём не сказала вице-премьер, — это о возможной реакции родителей и детей на все эти новшества. Ведь отнюдь не каждый родитель захочет, чтобы какие-то чужие люди собирали личную информацию о его ребёнке, пополняя ею некую систему. Да и детей в школе давно воспитывают как личностей, поэтому они тоже вряд ли будут в восторге от таких нововведений. Пусть даже все эти меры продиктованы благими намерениями и заботой об их безопасности.

Текст:  Евгений Плотников
Рисунок:  Дмитрий Кононов

Оформить подписку на e-mail