26.04.2024

Космические страницы Прикамья. Что писала «Звезда» о дороге к звёздам

Для России День космонавтики – это особый праздник, который мы отмечаем с огромной гордостью. 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома Байконур и впервые в мире совершил орбитальный облет планеты Земля, который продлился всего 108 минут.

«Знаете, каким он парнем был?»

В те апрельские дни для каждого советского человека не было роднее Юрия Гагарина, поразившего мир не только своим беспримерным полетом, но еще и простой, душевной улыбкой. Весь мир носил его на руках.

В редакцию «Звезды» нескончаемым потоком пошли письма от трудовых коллективов различных заводов и фабрик, вузов и школ, армейских подразделений и колхозов. Писали сталевары, ученые, шахтеры, студенты, школьники, хлеборобы, пенсионеры, геологи, моряки и даже многодетные матери.

На протяжении нескольких недель почти все полосы «Звезды» были посвящены полету. Они пестрели заголовками: «Свершилось великое событие!», «Подвиг, достойный истории», «Во славу Родины!», «Молния: осуществлена вековая мечта человечества», «Весь мир говорит о великой победе СССР», «Шахтерский привет космонавту», «Путь к звездам открыт», «Неоценимая заслуга Советского Союза с благодарностью воспринята всем человечеством» и множество других.

Любопытна небольшая заметка «В вагоне трамвая» («Звезда» от 13 апреля 1961 года), в которой пишется о том, как одна из пассажирок, пенсионерка М. Я. Коробейникова, услышав из уст вагоновожатой радостную вещь о полете Гагарина, только и могла сказать от волнения: «Вот она, наша советская власть».
Одну из улиц Перми тут же переименовали в честь великого космонавта. Так в микрорайоне Городские Горки появился бульвар Гагарина. А в 2014 году там был открыт сквер и установлен бюст героя.

«Седой Урал обнимает космонавтов»

Еще одна «космическая» страница. В марте 1965 года Пермская область прославилась тем, что космический корабль «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым на борту совершил «благополучную посадку недалеко от Перми» (так, во всяком случае, было написано в официальных сообщениях, в том числе и в «Звезде»). А если быть точнее, то капсула с космонавтами сбилась с заданного курса и упала в тайгу на правом берегу Камы севернее Березников. Их искали несколько дней. Космонавты сначала были доставлены на вертолете в Пермь, затем героев приветствовала городская общественность в обкоме КПСС. Из Большого Савино кортеж в центр Перми следовал по Казанскому тракту. Теперь эта улица, как вы, наверное, догадались, называется шоссе Космонавтов. Павел Беляев и Алексей Леонов стали почетными гражданами Пермской области, в их честь названы улицы в Индустриальном районе раевого центра.

«Звезда» также не оставила это событие без внимания. Читаем заголовки газетных полос: «Лестница в небо», «Пламенный привет Беляеву и Леонову от дзержинцев», «Седой Урал обнимает космонавтов». А вот что пожелал героям космоса председатель колхоза имени Калинина Кунгурского района И. Талянский: «От имени 2300 хлеборобов нашего колхоза поздравляю космонавтов с благополучным приземлением на нашей Пермской земле. Хлеборобы ответят на подвиг в космосе ударными делами на земле».

Автограф космонавта

А завершим мы свой рассказ о Дне космонавтики сообщением о дважды Герое Советского Союза Викторе Савиных. Свой первый космический полет он совершил в марте 1981 года на корабле «Союз Т-4». Затем последовали еще два полета на космических станциях «Салют-6» и «Салют-7» – в 1985-м и 1988 годах. Всего же 50-й космонавт СССР и 100-й космонавт Земли провел на околоземной орбите 252 суток.

Но мало кто знает, что уроженец Кировской области в 1960 году окончил Пермский техникум железнодорожного транспорта. В ноябре 1981 года он был приглашен в Пермь на празднование столетнего юбилея техникума.

«Звезда» живо откликнулась на эти события. 14 марта 1981 года на первой полосе появилась статья «Пермский автограф космонавта», где был опубликован снимок, предоставленный в редакцию другом юности космонавта, на котором тогда еще никому не известный студент-железнодорожник запечатлен в компании друзей.

В тот же год Виктор Савиных стал почетным гражданином Пермской области. Позднее техникуму железнодорожного транспорта было присвоено имя космонавта. Сейчас техникум переорганизован в Пермский филиал Уральского института инженеров путей сообщения. В память о космическом полете сохранилась мемориальная доска на здании и стенд в институтском музее. Но это ничего не значит: Виктора Савиных любят, помнят и всегда ждут в нашем городе. Как, впрочем, и всё, что связано с космонавтикой.

Текст: Вадим Панджариди