СВО
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
27.04.2024
16+
Архив

В Красную книгу Прикамья войдут 145 видов животных и растений

В Красную книгу Прикамья войдут 145 видов животных и растений
Перечень охраняемых видов обновился: исключено 26 и добавлено 11 животных и растений

Ярко-жёлтые цвета адониса весеннего. Фото: Викисклад

В новое издание Красной книги Прикамья будут внесены 145 видов, находящихся под угрозой исчезновения. Это на 15 видов меньше, чем было в первом издании, которое увидело свет в 2008 году. Но можно ли вот так, чисто математически, описать этот процесс?

Поговорим об этом с кандидатом биологических наук, завкафедрой зоологии позвоночных и экологии ПГНИУ Михаилом Баклановым и начальником отдела охраны природной среды и экспертиз управления по охране окружающей среды министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Алевтиной Федотовой.

— Кто принимает решение о том, что вид будет внесен в Красную книгу?

А. Ф.: Мы как чиновники сами не можем принимать такие решения. Это делает комиссия, состоящая из ученых, — в неё как раз и входит Михаил Бакланов. Члены комиссии не только составляют этот список, но и обосновывают, почему те или иные виды нуждаются в охране. А министерство его только утверждает.

Совята ястребиной совы, занесённой в Красную книгу

— И как часто пересматривается этот перечень? Я слышала, что это делают один раз в 10 лет.

М. Б.: Нет. Это сама Красная книга издается один раз в 10 лет. А перечень пересматривается с той необходимостью, которая есть в природе.

— Правильно ли я поняла, что работа по краснокнижному списку ведется в постоянном режиме?

М. Б.: Да, эта работа ведется постоянно. А виды, занесенные в Красную книгу Пермского края, делятся на 3 категории. Объекты первой категории — редкости, то есть находятся на грани исчезновения. Её мы обследуем каждый год. Вторую категорию — раз в два года. Третью должны обследовать не реже чем один раз в 9 лет, но фактически у нас получается один раз в три года. В результате за 10 лет мы проводим достаточно большую научную работу по изучению состояния объектов, внесенных в список особо охраняемых.

— Власти распространили информацию о том, что в этом году из Красной книги Прикамья убрали 15 видов. Им что, перестало угрожать исчезновение?

М. Б.: Всё не так просто. Если брать сам перечень охраняемых объектов, то в 2008 году он состоял из 160 видов, а сейчас мы предлагаем включить в него только 145 видов. То есть формально он действительно сократился на 15 видов. На самом деле из перечня охраняемых видов убрали 26 видов, а вновь внесли 10 и еще один вид, который внесен в Красную книгу Российской Федерации.

Бычок-подкаменщик водится практически во всех реках Прикамья,
но на уровне страны считается охраняемым видом

— А разве в краевую Красную книгу виды, охраняемые на уровне Федерации, входят в обязательном порядке?

М. Б.: Да, если они в принципе живут на этой территории. Не важно даже, какова их численность в крае. Так, в первую Красную книгу России, которая была издана еще в 2001 году, был внесен бычок-подкаменщик, который есть у нас практически во всех реках. Он даже встречается в Каме на уровне города Перми. Однако, поскольку в нашей стране эта рыба подлежала охране, пришлось и нам вносить её в особо охраняемый список. Сейчас это недоразумение учтено — бычок-подкаменщик на территории края больше не охраняется. Или, например, птица коростель, которая охраняется в Европе. В Пермском крае ее довольно много. После того как наши ученые предоставили своим западным коллегам отчеты по численности этой птицы на территории России, она была исключена у нас из списка особо охраняемых.

— А с чем связано исключение из Красной книги остальных видов? Вы сказали, что всего из списка было исключено 26 видов.

М. Б.: Резкое увеличение численности редкого вида в природе маловероятно. Это процесс очень долгий. Хотя и здесь бывают исключения. Так, сокол-сапсан в начале 90-х годов относился к очень редким видам Прикамья, а сейчас эта птица порой гнездится даже в городе. Процесс занял около 20—30 лет… Мы ведь не только исключаем виды из списка, но и изменяем их статус: из первой категории объект переходит во вторую, из второй — в третью, и так далее. Раньше к первой категории у нас относились чуть ли не 30 видов, а сейчас их осталось 13. Да и те объекты, которые мы убираем из краснокнижного списка, в большинстве своем заносятся в приложение к этой книге. И за ними ученые еще долгое время наблюдают.

Ирис аировидный исключён из Краснок книги: это растение пришло в природу
из садов и огродов, а значит, в охране не нуждается

— И всё же какие виды и почему были исключены из этой редакции Красной книги?

М. Б.: Лично я внес в 2008 году в список особо охраняемых белоперого пескаря. Этот вид впервые был обнаружен в 2001 году, и на момент внесения его в Красную книгу было известно 5 мест его обитания с единичными особями. После исследований выяснилось, что этот вид широко распространен в Прикамье, так что исчезновение ему не угрожает. Мы его полностью исключили из списков, даже в приложение заносить не стали. Исключили из Красной книги и ирис аировидный, потому что ботаники пришли к выводу, что вид этот одичал, то есть пришел в природу из садов и огородов, так как встречается он только вблизи населенных пунктов. А растения, которые занесены на территорию края, но никогда здесь раньше не произрастали, по закону охранять не требуется. Другое дело — ирис сибирский, наш исконный вид, который и сейчас подлежит охране.

Убрали из списка и те виды, которые были когда-то зафиксированы на территории Прикамья, но никогда здесь не жили, и которых не видели уже долгое время (растений — 50 лет, животных — 30 лет). В основном это рыбы (каспийская минога, русский осетр, севрюга, белуга, белорыбица и так далее), которые не могут подняться вверх по Каме из-за плотин. Их заносят в отдельный перечень видов, исчезнувших с территории Пермского края.

— А охраняются только животные и растения?

М. Б.: Закон охраняет также лишайники и грибы. И если сейчас из Красной книги предложено исключить в основном растения и животных, то включены в этот список как раз преимущественно грибы и лишайники.

— Что делать человеку, если он поймал, пусть и на удочку, рыбу, занесенную в Красную книгу? Отпустить?

М. Б.: С точки зрения охраны природы — должен отпустить, так как важен каждый экземпляр.

Рыбаку, поймавшему стерлядь в реках Пермского края, придётся
сразу отпустить рыбу, потому что она занесена в Красную книгу

— А как он поймет, что эта рыба охраняется?

М. Б.: В настоящее время в Красной книге края осталось только два вида рыб — это стерлядь, которую все знают, и таймень, который тоже довольно специфично выглядит. Так что узнать их нетрудно.

— А штрафы за неисполнение закона предусмотрены?

А. Ф.: Конечно! Размер штрафа зависит от категории охраняемого объекта (первая, вторая или третья) и от того, кто (физическое или юридическое лицо) нарушил закон. Максимальный штраф для юридического лица при уничтожении объекта первой категории — от пятисот тысяч до пятисот пятидесяти тысяч рублей. Однако поймать и зафиксировать нарушение закона крайне сложно, поэтому самое важное в деле охраны природы — это пропаганда.

Осталось только добавить, что новая Красная книга Пермского края выйдет тиражом 1000 экземпляров и будет отправлена по обязательным для рассылки адресам. Однако совсем не обязательно искать ее в библиотеке. Познакомиться с особо охраняемыми видами можно и в Сети, где эту книгу легко найти.

Текст: Ирина Костарева

Фото: Викисклад