СВО
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
26.04.2024
16+
Архив

В поисках рукастых. Губернатор отчитал врио начальника краевого управления МЧС за большое количество пожаров и жертв

В поисках рукастых. Губернатор отчитал врио начальника краевого управления МЧС за большое количество пожаров и жертв
В Прикамье зафиксировали пик пожаров. Обычно такие вопросы обсуждают за закрытыми дверями и окнами, с оставленными на входе мобильными телефонами и планшетами, ибо власть не любит выносить «плохую статистику» в публичную плоскость и обычно предпринимает меры информационной предосторожности

В Прикамье зафиксировали пик пожаров. Обычно такие вопросы обсуждают за закрытыми дверями и окнами, с оставленными на входе мобильными телефонами и планшетами, ибо власть не любит выносить «плохую статистику» в публичную плоскость и обычно предпринимает меры информационной предосторожности.

Но нынче на заседании правительства почему-то было сделано исключение. И любой журналист мог услышать причины происходящего в разных интерпретациях, а также жесткие претензии губернатора к сотрудникам МЧС и установку на снижение количества пожаров. При этом глава региона продемонстрировал неплохую осведомленность о том, как должна вестись профилактическая работа с печками и электропроводкой в домах частного сектора.

Плохая статистика

Статистика и впрямь не вселяла никакого оптимизма. В своем докладе врио начальника Главного управления МЧС России по Пермскому краю Владислав Мормуль указал, что по состоянию на 1 декабря в Прикамье произошло 1985 пожаров, что на пять процентов превышает показатель прошлого года. Погибли в огне 197 человек – на четверть больше, чем в прошлом году. Получили травмы 210 человек, что на 21,4 процента выше прошлогоднего показателя. Но самое трагичное, что нынче на пожарах потеряли вдвое больше детей. И причины всех этих жертв банальны: неисправная электрика, проблемы с печным отоплением и неосторожное обращение с огнем.

Владислав Викторович уточнил, что в жилом секторе пожаров стало на девять процентов больше. Чаще других люди гибнут на пожарах в Чусовском, Ильинском, Александровском, Сивинском и Еловском районах.

Докладчик попытался связать плохую статистику с некими объективными обстоятельствами. Ведь пожаров, а также погибших и травмированных людей стало больше в 11 из 14 субъектов Приволжского федерального округа. Да и сам округ демонстрирует негативную динамику, чему, по мнению руководителя главка МЧС, способствует комплекс причин, начиная с более холодных зим последних лет и заканчивая износом элект­ропроводки и печного отопления в старых домах, а также желанием граждан сэкономить на привлечении квалифицированных специалистов для профилактики оборудования.

Негативные тенденции проявились еще в первом полугодии 2018 года. И, как отметил Владислав Мормуль, благодаря разработанным мерам во втором полугодии удалось несколько стабилизировать ситуацию. Однако люди на пожарах так и продолжали гибнуть. И один из последних негативных примеров – это пожар в Чусовом 20 ноября: в огне погибли шесть человек, в том числе и ребенок 2017 года рождения.

Мужчина. Пенсионер. Пьет

Чтобы понять, кто же в группе риска и гибнет на пожарах, в ГУ МЧС России по Пермскому краю проанализировали статистику и выяснили, что 92 процента трагических случаев с летальным исходом зарегистрированы на пожарах в жилом секторе. При этом две трети пожаров приходится на частные жилые дома в сельской местности. Средний возраст погибших – 49 лет. Мужчин вдвое больше, чем женщин. Находились в состоянии алкогольного опьянения 73 процента погибших. По социальному статусу 80 процентов погибших были безработными или пенсионерами. На выходные или праздничные дни приходится 60 процентов пожаров. Исходя из этого, Владислав Мормуль обозначил перед участниками заседания правительства усредненный портрет человека из группы риска: это мужчина 55–60 лет, проживающий в частном секторе. А также официально нетрудоустроенный или пенсионер, не состоящий на учете в социальной службе, злоупотребляющий алкоголем.

Конечно, у сотрудников ГУ МЧС огромный арсенал методов и средств, направленных на предупреждение пожаров. Докладчик рассказал, что в этом году к профилактике привлекли жителей 206 тысяч частных и 41 тысячи многоквартирных домов, проведено более 12,5 тысячи сходов граждан с общим охватом около 190 тысяч человек. Совместно с властями на местах была проведена профилактическая работа с 18 тысячами многодетных семей, с 11 тысячами одиноких престарелых граждан и 8 тысячами неблагополучных граждан, находящихся в социально опасном положении. А пресс-служба – в постоянном контакте с более чем 70 СМИ. Плюс идет работа в социальных сетях, оперативная и разъяснительная информация публикуется на сайте главка и уходит через СМС-рассылку.

И хотя доклад был очень подробным, но участники так и не поняли, почему же при столь масштабной разъяснительной работе количество пожаров продолжает расти и смертность не снижается. Уловив этот висящий в воздухе вопрос, Владислав Викторович пояснил, что лучшими специалистами в области профилактики являются сотрудники территориальных под­разделений и инструкторы противопожарной профилактики из подраз­делений краевой противопожарной службы. Но штат этих инструкторов – всего 29 человек – недостаточен для качественного охвата территории края. К тому же тормозят эту работу сегодняшние законы, связанные с неприкосновенностью жилища гражданина и отсутствием правовых оснований у сотрудника МЧС войти в квартиру или дом для проверки противопожарного состояния.

Под персональную ответственность

В целом врио руководителя ГУ МЧС России по Пермскому краю Владислав Мормуль затронул все аспекты деятельности своей службы в десятиминутном выступлении. Посетовал не только на малое количество инспекторов, плохое законодательство, несознательность граждан, но и на плохое финансирование профилактики из средств местных бюджетов, слабое вовлечение населения в эту работу. И хотя Владислав Викторович закончил свое выступление декларациями о желании работать и совершенствовать систему пожарной безопасности, но выглядело это не очень убедительно.

– Вы опираетесь на статистику, что 80 процентов погибших были в состоянии алкогольного опьянения, – сказал губернатор руководителю главка. – Да, возможно, в том же Чусовом были такие факты. Но ведь не в этом была причина. Причиной была электропроводка. Более того, ваши люди там были за две недели до трагедии. Сотрудники плохо сработали? Не заметили? Не предупредили? Если нашли нарушения, обратили внимание местных органов власти, то давайте смотреть, что чиновники на местах должны делать. В конце концов, не требуется каких-то космических денег для поддержания печного отопления в нормальном состоянии. Глиной подмазать, посмотреть. Там одному рукастому человеку на час работы. Что там сложнейшего в элект­ропроводке? Изоленту намотать, провода зачистить-поменять, посмотреть, чтобы соприкосновения с деревом не было. Ну что мы тут друг другу рассказываем, как будто не понимаем, как жизнь устроена?

Губернатор перешел и к персональной ответственности пожарных. В приказном порядке указал полковнику, чтобы выгонял с работы всех начальников по профилактике, на территориях которых происходят пожары. Потому что краевые власти выделяют достаточно средств для семей, попавших в сложные жизненные ситуации, а также для многодетных. По ощущениям Максима Решетникова, ресурсы есть, но нет пожарного надзора и царит расхлябанность. Глава региона попросил не рассказывать ему сказки про нехватку денег на инспекторов и информирование под конец года, когда «свечка» по пожарам и по гибели людей пошла вверх. Проблемы нужно обозначать заранее. И хотя сегодняшнюю ситуацию уже не исправишь, но главное – не усугубить. Ведь впереди новогодние праздники, поэтому глава региона призвал весь коллектив ГУ МЧС России по Пермскому краю срочно «в ружье». Чтобы отработать и декабрь, и январь не покладая рук.

В целом руководителю главка под личную ответственность поставили задачу снизить количество пожаров. Полковник Мормуль, который уже давно не может избавиться от приставки врио, уверенно кивнул и пообещал сделать качественный рывок.

Текст: Евгений Плотников

Фото: Владимир Бикмаев