СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
22.12.2024
16+
Архив

Пермский край примет участие в развитии российской беспилотной авиации

Пермский край примет участие в развитии российской беспилотной авиации
Ранее в нашей стране выпускались и эксплуатировались беспилотные летательные аппараты (БПЛА), именуемые также дронами. Но теперь их производство и использование получит поддержку на государственном уровне.

Ранее в нашей стране выпускались и эксплуатировались беспилотные летательные аппараты (БПЛА), именуемые также дронами. Но теперь их производство и использование получит поддержку на государственном уровне. Благодаря этому беспилотники станут обыденным явлением в нашей жизни и войдут во многие сферы отечественной экономики.

В ближайшее время Правительство должно принять важный документ – стратегию по развитию беспилотной авиации, задав ориентиры для ее формирования как полноценной отрасли. Идет процесс ее согласования между различными федеральными ведомствами. Развивать отрасль будут не на пустом месте.

К настоящему времени уже сформировался довольно приличный круг разработчиков и производителей БПЛА, среди которых достойны упоминания «Геоскан», «Аэромакс», «Птеро», «Финко», «Радар ММС», «Аэроглоуб», «ВР-Технологии». Также ими занимаются такие известные предприятия и проектные организации, как «Калашников», «Алмаз-Антей», Национальный центр вертолетостроения имени М. Миля и Н. Камова. Большинство из них делают акцент на дронах мультироторного типа, остальные выпускают беспилотники вертолетного и самолетных типов. Доминируют в структуре выпускаемых дронов самолеты и вертолеты.

Однако говорить о повсеместном использовании беспилотников пока не приходится. Процесс тормозится из-за комплекса проблем: недостаточного объема выпус­ка дронов и комплектующих к ним, их дороговизны, длительной и затратной процедуры сертификации, нехватки операторов по управлению БПЛА, пробелов в правовой и нормативно-технической базе и др. Именно готовящаяся к утверждению правительством стратегия и призвана устранить существующие преграды.

В случае их снятия использованию БПЛА будут дополнительно способствовать крайне сложная транспортная связанность отдельных регионов России (свыше 30 тысяч населенных пунктов не имеют круглогодичного сообщения с крупными городами, 70% из них не имеют аэродромов для приема самолетов), проживание 15 млн человек там, где авиация выступает единственным круг­логодичным видом транспорта, большая протяженность, требующие постоянного контроля с воздуха трубопроводы, автомобильные и железные дороги, значительные площади лесных массивов и сельскохозяйственных угодий.

В каких же сферах могут быть востребованы беспилотные летальные аппараты? Спектр их применения весьма велик. Например, нефтегазовые компании могут использовать БПЛА для контроля за состоянием магистральных трубопроводов, по которым ведется перекачка углеводородного сырья, электросетевые – для мониторинга линий электропередачи и выявления их обрывов, предприятия по добыче твердых полезных ископаемых – для слежения за работами на карьерах и формированием отвалов.

В лесном хозяйстве дроны будут полезны для таксации посадок и выявление незаконных порубок, для контроля над распространением природных пожаров. Широкие возможности для беспилотников открываются в сельском хозяйстве: они в нем будут нужны для картографирования полей, контроля посевов выращиваемых культур, проведения их опрыскивания пес­тицидами. С помощью дронов можно будет доставлять почту, лекарства и продукты питания в удаленные поселки.

И, конечно же, БПЛА позволят контролировать движение на автомобильных и железных дорогах. Не случайно в апреле текущего года краевые управления ГИБДД и Федерального дорожного агентства провели совместное патрулирование участка магистрали Пермь – Екатеринбург с использованием беспилотника. Он позволил оперативно выявлять нарушителей правил дорожного движения и сокращать риски возникновения аварий.

Емкость российского рынка беспилотников и услуг с их использованием на данный момент крайне мала. В 2022 году она оценивалась на уровне порядка 50 млрд рублей, что составляет менее одного процента от величины мирового рынка. По итогам нынешнего года она может подрасти до 60 млрд рублей.

– Несмотря на малую емкость, у отечественного рынка значительный потенциал. В 2030 году продажи беспилотников на нем должны превысить 180 тысяч штук (что в денежном выражении эквивалентно более 200 млрд руб­лей) против 31,7 тысячи дронов, ожидаемых по итогам 2023 года, – прокомментировали в Агентстве по технологическому развитию (оно участвует в консолидации информации о потребности федеральных и региональных органов власти и государственных корпораций в беспилотниках).

Выпуск отечественных дронов в 2023 году прогнозируется на уровне 6,1 тысячи единиц с тенденцией увеличения через семь лет до 32,5 тысячи штук. Доля «российскости» беспилотников по типам, признанными Правительством ключевыми, на рынке может достигнуть 70% к 2030 году, в том числе в структуре государственных закупках – 80%. Этот момент имеет принципиальное значение – в России не выпускаются вообще или производятся в ограниченных количествах многие виды комплектующих для изготовления дронов. Их выпуск можно будет наладить на предприятиях различных регионов.

Одним из таких регионов должен стать Пермский край. В апреле этого года на пермском предприятии «Редуктор-ПМ» (входит в холдинг «Вертолеты России») анонсировали строительство корпуса для испытаний трансмиссий перспективных вертолетов и беспилотников. Планируется возвести 18 боксов, которые обеспечат бесперебойное тестирование новой техники. Завершение строительства корпуса намечено на 2025 год.

Александр Давыдов