Как Пермскому краю потратить миллиарды

29 июня, 12:49


Краевым Законодательным собранием на июньском пленарном заседании одобрены поправки в бюджет региона на 2022–2024 годы, инициированные губернатором Дмитрием Махониным.

Прежде всего, внимание общественности привлекли «социальные» корретивы, что естественно. Однако наибольшую дискуссию среди парламентариев вызвали совсем другие статьи расходов, касающиеся… транспортной инфраструктуры. Какого рода новации были вынесены на заседание, что вызвало сомнения у депутатов и с каким счетом в итоге прошли изменения в казну?..

Править бюджет начали исходя из увеличения основных параметров. В 2022 году доходы региона увеличились на 4,4 млрд рублей, расходы – на 8,2 млрд. Кроме того, резервный фонд края на текущий год вырос на 2,3 млрд рублей (прежде он составлял 1,5 млрд).

– Очевидно, что в нынешней социально-экономической ситуации первоочередной задачей для нас является поддержка граждан, – вторил руководству краевого минфина председатель ЗС Валерий Сухих. – Однако важно и то, что проект поправок предполагает соизмеримое увеличение инвестиционных расходов.

Действительно, множатся расходы краевого дорожного фонда (на 2,6 млрд рублей), увеличиваются суммы на защиту прав пострадавших дольщиков жилья, предусмотрено финансирование проекта по развитию городского общественного электрического транспорта в Перми… Вот по поводу транспортного проекта и завязались основные дебаты.

Екатерина Тхор, министр финансов Пермского края:
– В первую очередь дополнительные бюджетные средства направляются на индексацию мер социальной поддержки населения – суммарно десять процентов в 2022 году (для чего обеспечивается прибавление в 4,2 процента с 1 июля). Выделяются средства на выполнение майских указов президента России от 2012 года, подразумевающих повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, а также на увеличение зарплаты «неуказных» категорий работников – на шесть процентов с 1 июля 2022 года – и на ежемесячные денежные выплаты на ребенка в возрасте от восьми до 17 лет.

Речь идет об участии края и пермского муниципалитета в федеральной программе комплексного развития трамвайных сетей с участием концессионера – компании «Мовиста Регионы». Сегодня в ее проекте фигурируют около десяти российских городов, среди них такие немалые и значимые, как Красноярск, Ярославль, Курск и Липецк. Однако некоторые из этих областных и краевых центров, прежде активно стремившиеся в проект, вдруг вышли из него…

Почему так произошло, не означает ли это, что у варианта с концессией есть не менее выгодные альтернативы, изучались ли аргументы от регионов? Эти вопросы парламентарии адресовали главам краевых министерств финансов и транспорта.

– Безусловно, доводы «за» и «против» изучались, – пояснила глава минфина Екатерина Тхор. – И мы считаем, что появившаяся возможность, безусловно, хороша и выгодна для края. Мы будем иметь новые трамваи, новые трамвайные пути, и всё это завтра, а не послезавтра. Наконец, для нашего региона это престижно.

– В программу вошли несколько городов, однако желание поучаствовать было у гораздо большего числа, – заявил шеф минтранса Андрей Алякринский. – Они стали оставаться за бортом в связи с весьма сжатыми сроками. Так что невхождение в проект – это не по причине их нежелания или дискомфортных условий, а просто у городов не получилось… Кстати, не исключаем, что число участников в проекте и далее будет уменьшаться… Между прочим, мы изначально претендовали на реконструкцию 50 километров трамвайных путей, покупку 50 трамваев и монтаж десяти подстанций. Но в связи с произошедшим удорожанием стоимости материалов и работ проекты для конкретных городов были подсокращены. Поэтому нам окажется даже на руку, если еще какие-нибудь города выпадут – тогда нам одобрят первоначальную заявку…

Даже данная откровенная позиция и подробные объяснения не устранили сомнений по поводу «транспортных» поправок в бюджет у ряда депутатов.

– С одной стороны, изменения направлены на исполнение майских указов в части индексации зарплат бюджетников, социальных выплат и стипендий. Это мы, безусловно, поддерживаем, – заявила Анна Баранова, лидер фракции КПРФ в Заксобрании. – С другой стороны, в том же самом законопроекте предлагается выделение бюджетных средств на обновление системы электротранспорта в Перми. Об этом парламентариям, к сожалению, стало известно только перед заседаниями комитетов. Особенно беспокоит формат – концессия…

И в большинстве своем депутаты дружно поддержали пакет поправок. Во втором чтении «за» проголосовали 54 парламентария, трое воздержались. Кнопку «против», однако, не нажал в итоге ни один из законодателей.

Справка
По информации администрации Перми, концессионер приобретет для миллионного города 44 новых трамвая, реконструирует депо «Балатово», а также 35 км трамвайных путей и семь тяговых подстанций. Работы планируется выполнить в 2022–2025 годах.
Общий срок действия соглашения составляет 25 лет – с 2022-го по 2047 год. Стоимость объекта концессионного соглашения – свыше 16 млрд рублей. Из них 4,6 млрд рублей – средства государственного федерального бюджета, 244 млн рублей ассигнует бюджет Прикамья и 49 млн рублей причитаются с бюджета краевого центра. Львиную долю затрат – 11,2 млрд рублей – составят заемные средства инвестора.

Алексей Львов



Новости Mediametrics: