Академический хор «Млада» представил премьеру программы «Есенин» на стихи с новой звездой отечественного кино Антоном Шагиным.
Четыре года назад пермский коллектив и известный всей стране тогда еще по роли Мэлса Бирюкова из «Стиляг» (16+), а теперь еще и Ивана-дурака из «Конька-Горбунка» (12+) артист с блеском исполнили в Перми программу «17», посвященную 100-летию Октябрьской революции. В этот раз они взялись за дело не менее сложное.
Музыка на музыку
На стихи Есенина написано и спето немало песен и романсов, он один из самых народных поэтов. И тем не менее петь его трудно, и говорить о нем непросто, убеждена художественный руководитель «Млады» Ольга Выгузова.
По мнению деятеля искусств, само соединение имен на афише – Сергей Есенин, пермский хор и Антон Шагин – творческая заявка, претендующая на всероссийский масштаб.
– Стихи Есенина стали плотью нации, – говорит драматург Ксения Гашева, которая совместно с Ольгой Выгузовой подбирала литературный материал к музыкально-драматическому действию. – Их переписывали в тетрадки, затверживали наизусть, составляли самопальные книжечки, прятали от обысков в лагерных бараках, носили в вещмешках по всем фронтам.
– И пели, как не петь: музыка живет в есенинских стихах, рвется из них белой птицей. Но какая это оказалась сложная задача для композиторов – положить на музыку… музыку! Которой является его поэзия, – вторит коллеге Ольга Выгузова.
Стержень программы – фрагменты четырех автобиографий Есенина разных лет. На эту основу нанизаны эпизоды воспоминаний, реплики поэта, зафиксированные мемуаристами, и, конечно же, стихи. Основной принцип был прост: зритель слышит прямую речь героя, его голос в исполнении Антона Шагина.
Место для «Наутилуса»
Музыкальную ткань спектакля составляли в основном произведения на стихи Есенина: вокально-хоровые миниатюры Георгия Свиридова («Отчалившая Русь» из одноименного цикла, «Душа грустит о небесах» и другие), «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая», «Песня» В. Пака, «Танюша» Ю. Мелехова, «Над окошком месяц» Яна Френкеля, «Мне осталась одна забава» С. Беляева.
Явились в программе и рябиновые рощи, и звонкая тальянка, и поле с колокольным перезвоном («О Русь – малиновое поле // И синь, упавшая в реку…»). Но были и роза белая с черной жабой, и горький финальный вздох из драматической поэмы «Пугачёв»: «Дорогие мои… хоррошие…»
Весомое место было отдано фольклору, поскольку народная песня – один из главных истоков поэтики Есенина. Известно, что поэт собирал и записывал деревенские частушки (в его собрании насчитывалось более 400 текстов) и сам сочинял их.
Не забыли авторы программы и о том, что Есенин – поэт эпохи Серебряного века. Сочинения на стихи его знаменитых современников Игоря Северянина («Запевка», музыка Георгия Свиридова) и Марины Цветаевой («Монолог», музыка Марка Минкова) тоже прозвучали.
Как известно, с эгофутуристом Северяниным Есенин и его друзья-имажинисты не раз вместе выступали, а Цветаева отдала поэту дань в воспоминаниях, в статьях и, конечно, в стихотворном посвящении.
Неожиданно в канву повествования вплелся и голос современного поэта Ильи Кормильцева, автора почти всех песен группы «Наутилус Помпилиус»: мужская часть хора блистательно спела его «Прогулки по воде», хотя связь с Есениным осталась не совсем ясной.
Свою руку к музыкальному материалу приложил и художественный руководитель квартета «Каравай» Пермской филармонии, заслуженный артист России Олег Згогурин. Его аранжировки для «Мне осталась одна забава», «Частушек» и «Рекрутов» добавили красок и чрезвычайно обогатили полифоническое полотно спектакля.
Не оглядываясь на авторитетов
Солисту пермская публика неистово аплодировала после каждого его монолога. Но… на тех, кто слышал Есенина в исполнении таких великих актеров, как Василий Лановой (а тот так любил поэта, что назвал в честь него своего младшего сына) или Сергей Никоненко, который даже сыграл классика в фильме «Пой песню, поэт» (16+) и с рождения проживает в Москве в том же доме на Сивцевом Вражке, где Есенин жил с первой женой Анной Изрядновой, чтецкий дар Шагина впечатления не произвел.
Во-первых, он всё читал по подсказке на пюпитре, но при этом умудрялся сбиваться. А главное, видимо, пытаясь передать лихачество и молодецкую удаль «кабацкого» поэта, актер неистовствовал и кричал – его аффектация местами зашкаливала! И поэтому, когда вступал хор, уши спокойного слушателя практически отдыхали.
Хотя, казалось бы, фальшь должна претить актеру, ведь он сам автор двух стихотворных сборников: «Её. Стихи» (2014, 16+) и «Антоновки» (2019, 16+)… А может, это актер так волновался, поскольку на премьеру в Пермь прибыла его семья – жена, актриса Вероника Исаева и семилетняя дочь Полина?..
Из первых уст
В конце жизни одному из друзей Сергей Есенин о себе сказал: «Знаешь, я ведь теперь автобиографий не пишу. И на анкеты не отвечаю. Пусть лучше легенды ходят. Верно?»
Маргарита Неугодова
info@zwezda.su