СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
29.09.2024
16+
Культура

За что критиковали писателя Гайдара

За что критиковали писателя Гайдара
Кадр из к/ф «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (1964), режиссёр – Е. Шерстобитов
  1. Культура
Пик творчества писателя Аркадия Гайдара пришелся на 30-е годы. К тому времени он написал и издал уже немало книг. В основном это были произведения, базирующиеся на его собственной военной биографии.

Гайдар определился со своим читателем: «Я пишу главным образом для юношества. Лучший мой читатель – десяти-пятнадцати лет. Этого читателя я люблю, и мне кажется, что я понимаю его, потому что сравнительно не так давно таким же подростком был я сам». Он неоднократно читал свои произведения школьникам и видел, что им интересно. Однажды Гайдар признался – то ли в шутку, то ли всерьез: «Когда-нибудь о нас скажут: жили на свете такие люди, которые из хитрости прикинулись детскими писателями, а на самом деле готовили краснозвездную гвардию».

Кто усомнился в военной тайне

Несмотря на растущую популярность автора среди юных читателей, Гайдар подвергался критике со стороны своих коллег. Удивительно, но самым резким оценкам подвергались те произведения, которые спустя годы назвали классикой детской литературы. В 1933 году газета «Пионерская правда» (6+) опубликовала гайдаровскую «Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» (12+). Через год писатель выпустил повесть «Военная тайна» (12+), в которую в качестве вставного эпизода включил эту сказку, смысл которой он вынес в название повести.

Тут же в Москве в детской секции Союза писателей состоялось публичное обсуждение произведения. Гайдара обвинили в подражательности, сентиментальности, незавершенности. Впрочем, немало участников дискуссии за книгу заступилось. Но это было только начало. Через год на Первом съезде советских писателей Самуил Маршак, отметив «поэтичность и неподдельную искренность» замысла сказки, осудил «однообразно-приподнятый» стиль и условность образов. Корней Чуковский в статье в «Литературной газете» (16+) под названием «Опять о Мюнхаузене» написал: «революционная сказка Гайдара, несмотря на то что у нее такой ценный сюжет, вся насквозь фальшива и безвкусна».

Наконец-то кончаю «Военную тайну». Это повесть будет за Гордую Советскую страну. За славных товарищей, которые в тюрьмах. За любовь к нашим детям. И просто за любовь.

А. Гайдар. дневник

Писателя громили три года – одна только дискуссия на страницах журнала «Детская литература» (12+) длилась полгода, то есть из номера в номер писатели и критики высказывались об этом произведении. Повесть признали «в целом неудачной и достаточно традиционной», увидели в ней ненужный сентиментализм, который выражается в случайной смерти главного героя Альки, сравнивали Гайдара с Чарльзом Диккенсом.

Присоединился к полемике и журнал «Литературный Ленинград» (16+). Там писали, что в «Военной тайне» совершенно не удались образы взрослых. Также критиков поражало, что Алька в повести назван «хорошим человеком». Видимо, посчитали, что ребенок человеком быть не может. С другой стороны, обвиняли Гайдара и в том, что Мальчиш-Плохиш никак не наказан за свое предательство. Общий же итог дискуссии таков: «средняя книжка о советских детях, она тепло написана, но с большими литературными недостатками». Из-за переживаний, связанных с критикой «Военной тайны», Гайдар опять попал в больницу.

Против сказки

«Военная тайна» была частью трилогии, задуманной Гайдаром и начатой повестью «Школа» (12+). В своем произведении писатель хотел показать, какими растут советские дети. Их Гайдар наблюдал в пионерском лагере «Артек», где он побывал вместе с сыном Тимуром. Героев повести – детей разных национальностей – объединяет дружба и любовь к Советской стране. Это отражается в их играх: им хочется «сторожить» свою страну, смотреть в подзорную трубу, сидеть возле передатчика, чтоб вовремя подать сигнал тревоги.

Не обошлось в повести и без политики: захват Румынией Бессарабии и последовавшие после этого репрессии против молдавских коммунистов также подразумеваются в «Военной тайне». Алькина мать – революционерка – погибла в Молдавии. В польской тюрьме сидит сестра еще одного героя повести, артековца Владика. На Чёрном море по ночам идут учения, боевые стрельбы кораблей. Все это ощутимый бэкграунд повести. В стилевом отношении «Военную тайну» отличает ясность языка, романтическая приподнятость, лиризм, выраженный в эмоционально окрашенной лексике и ритмизированном тексте.

А «Сказка о Мальчише-Кибальчише» – это вообще первая советская сказка. В ней автор использует былинную заплачку, народный заговор и другие мотивы русского фольклора. Однако с 20-х годов в среде советских идео­логов разразилась самая настоящая битва со сказкой. Считалось, что она отвлекает ребенка от реальной жизни, отражает буржуазную идеологию, заключает в себе мис­тицизм и религиозность. Одним из лидеров борьбы со сказкой была Надежда Крупская.

Все явления Гайдар пропускает через восприятие своих героев-детей.

Александр Фадеев

В тот момент вожди озаботились воспитанием детей – первым поколением, которое может ничего не помнить о прошлой жизни. Детским писателям были поручены разные области знаний, в частности, в «команде Маршака» было четкое распределение ролей. Михаил Ильин (псевдоним родного брата Маршака) писал о достижениях техники, Виталий Бианки – о природе, а Житков и сам Маршак сочиняли стихи и прозу об окружающем мире. Это был рациональный подход к воспитанию ребенка. То есть для группы Маршака и других писателей, занявших эту нишу, Гайдар стал соперником.

И все же, кроме читателей, нашелся человек, который первым назвал Гайдара «хорошим детским писателем». Им был Александр Фадеев, впоследствии ставший «писательским министром». В дальнейшем он принимал деятельное участие в судьбе Гайдаре и памяти о нем. Народная любовь выразилась в том, что первым в Москве памятником литературному персонажу стал памятник Мальчишу-Кибальчишу, установленный в 1972 году. Цитаты из сказки и ее образы прочно укоренились в нашей повседневности. Не говоря уже о самом понятии Военной тайны, которая остается хоть и не произнесенной, но ясной нам и совершенно недоступной пониманию врагов.

Кино Гайдара

Кадр из к/ф «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (1964), режиссёр – Е. Шерстобитов
Кадр из к/ф «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (1964), режиссёр – Е. Шерстобитов


Фильм «Военная тайна» (12+) был снят в 1958 году на Ялтинской киностудии режиссером Мечиславой Маевской по сценарию Лии Соломянской, бывшей жены Гайдара. В роли начальника пионерского лагеря снимался народный артист СССР, лауреат четырех Сталинских премий Алексей Грибов , в роли Альки – шестилетний киевлянин Сергей Остапенко. Он позже сыграл роль Мальчиша-Кибальчиша в одноименном фильме. Актерскую карьеру он не сделал, а стал доктором физико-математических наук и после развала СССР уехал в США. Действие фильма происходит в 30-е годы, снимался он в Верхнем лагере Артека, в парке Горного лагеря и в корпусах.

«Сказка о Мальчише-Кибальчише» 1964 года (12+) была снята на киностудии имени Довженко режиссером Евгением Шерстобитовым. В роли Мальчиша-Плохиша снялся знакомый по смешной новелле «Вождь краснокожих» (6+) Серёжа Тихонов. Сергей Мартинсон сыграл роль агента-лазутчика буржуинов номер 518. Фильм посмотрели 14,5 млн зрителей.

А вот как оценил фильм современный нам писатель Фёдор Раззаков:

– Фильм в капиталистической России попал в разряд запрещенных – его не показывают по телевидению, не вспоминают в прессе. Что вполне объяснимо: эта с виду невинная детская сказка на самом деле является одним из талантливейших произведений, обличающих новоявленных российских буржуинов. Один Мальчиш-Плохиш чего стоит – в его образе можно лицезреть всех нынешних продажных деятелей, которые за «медовый пряник» и орден предателя первой степени готовы отречься от кого угодно: от собственных родителей, товарищей и родного Отечества.