Медсестра Маруся
Их встреча была своеобразной. Они познакомились в разгар Гражданской войны, когда красный командир Аркадий Голиков командовал 58 полком на Тамбовщине. Ночью конная разведка, в которую отправился юный комполка, заметила мелькнувший в темноте силуэт. Молодая девчонка, увидев звезду на папахе спешившегося всадника, кинулась к нему, обняла и заплакала. Это и была Мария Плаксина.
На следующий день Аркадия ранило, Маруся, работая в госпитале, узнала его и начала заботиться о молодом парне. Вспыхнула любовь, и по выздоровлению Голиков и Маруся поженились. Ему было 17, а ей – 16 лет. Военная судьба бросала Голикова с Тамбовщины в Москву, из Москвы в Екатеринбург, потом в Башкирию, затем в Хакасию. Сначала Маруся ездила с ним, по крайней мере с ней он приехал в Екатеринбург за новым назначением в 1921 году. Он также познакомил Марию со своей семьей – мама и сестры быстро нашли с ней общий язык.
В бесконечных разъездах у молодых родился сын. Его назвали Евгений, но мальчик не дожил до двух лет и умер от инфекции. Вскоре после этого семья распалась: оба тяжело переживали потерю ребенка. Мария ушла от Аркадия, не будучи готова к жизни с постоянными отлучками мужа. Не видела она себя в роли военно-полевой жены.
Тем не менее фамилия первой избранницы регулярно встречается в дневниках и письмах писателя, а образ Маруси появляется в его рассказах и повестях – как правило молодые красивые женщины или маленькие девочки носят имя Маруся. Также ни у кого из его друзей нет сомнения, что в знаменитом рассказе «Голубая чашка» (12+) жену главного героя, прототипом которого был сам писатель, он списал со своей Маруси – с Марии Плаксиной.
Пермская жена
С Рахилью (Лией) Соломянской Аркадий Голиков познакомился в Перми. Она была активисткой и журналисткой. В Перми ее помнят как одну из основательниц детского (еще допионерского) клуба «Муравейник» и детской газеты «На смену!». Они поженились также стремительно – не прошло и двух месяцев после знакомства. Но брак оказался недолгим, они считались мужем и женой с 1925 по 1931 годы. Причины расставания, скорее всего, были все те же – постоянные разъезды Аркадия. В частности, он неожиданно для жены отправился в четырехмесячное путешествие по Средней Азии.
Его любят не только за книги, но и за то, что он был в них самим собой, за то, что в них отражена его простая и светлая жизнь.
Вениамин Каверин
Лия уехала к родным в Архангельск и там в декабре 1926 года родила сына. Аркадий послал телеграмму: «Сына назовите Тимуром» – видимо, под впечатлением от своих восточных похождений. Лия с предложением мужа согласилась, однако дала ребенку свою фамилию, он был записан как Тимур Соломянский. Через два года Гайдар решил переехать к жене и сыну в Архангельск. В 1930 году семья перебралась в Москву, и здесь брак распался. Лия ушла от Гайдара к журналисту Израилю Разину, замредактора газеты «Беднота». А вскоре случилось страшное: в 1937 году Разина арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности и расстреляли. Вслед за мужем под стражу взяли и Лию Соломянскую. И тут Аркадий поступил по-гайдаровски. Он узнал номер телефона наркома НКВД Ежова и позвонил ему. Вот как описывает этот разговор со слов друзей писателя автор книг о Гайдаре Борис Камов:
– Моя фамилия Гайдар. Я писатель. Я написал…
– Я вас знаю. Моя дочка любит читать вашу «Синюю чашку». Чем могу быть полезен?
– Некоторое время назад была арестована моя бывшая жена, Рахиль Лазаревна Соломянская. Она работала на киностудии «Союздетфильм».
– Мне докладывали. Там обнаружена большая вредительская группа.
– Про группу сказать ничего не могу. А про жену могу. Моя жена, товарищ Ежов, больше всего на свете любит себя. Она никогда не сделает ни шагу, если это будет чем-то угрожать ей. Даже простым понижением в зарплате.
Ежов хмыкнул:
– А если вы ошибаетесь?!
– Я не могу ошибиться. Профессия обязывает меня разбираться в людях.
– Хорошо, товарищ Гайдар. Я велю разобраться. Вам позвонят.
– Спасибо, товарищ народный комиссар.
И действительно, вскоре раздался звонок в квартире Гайдара. Это был звонок в дверь. Пришел монтер, который перекусил телефонный кабель.
Обдумав случившееся, Аркадий решил еще раз сыграть роль простака. Дождавшись полуночи он позвонил наркому по служебному номеру из телефонной будки.
– Здравствуйте, товарищ Ежов. Это писатель Гайдар.
– Писатель Гайдар, вы что, решили звонить мне каждый вечер?
– Товарищ Ежов, я понимаю, что вы очень заняты. Но мне показалось, что ваши подчиненные вас неправильно поняли.
– Что вы этим хотите сказать?!
– Прошлый раз вы очень внимательно меня выслушали и обещали, что ваши сотрудники разберутся в деле моей бывшей жены. Ее фамилия Соломянская. И что после этого мне позвонят. Вы помните?
– Делом вашей жены занимаются. Решение вам сообщат.
– Товарищ народный комиссар! Когда вынесут приговор, будет поздно. И я считаю своим долгом вам сообщить…Товарищ Ежов, моя бывшая жена… – тут Гайдар произнес два «беспощадных» (видимо, нецензурных – прим. автора) слова. – Но она не враг народа!»
Какая же это радость – по намёку понимать друг друга, когда ничего не нужно объяснять, говорить, оправдываться.
А. Гайдар. «Голубая чашка», (12+)
В результате Гайдару разрешили свидание с Лией. Особо этот случай делу не помог. Бывшая супруга уже ставшего знаменитым детского писателя была осуждена как член семьи изменника родины. Отбывать срок Соломянскую отправили в Казахстан в печально известный лагерь АЛЖИР. Гайдар продолжал хлопотать о ее судьбе, и в конце 1939 года особым совещанием при НКВД производство в отношении Соломянской было прекращено, и она вышла на свободу.
Всю Великую Отечественную войну Лия Соломянская работала военным журналистом газеты «Знамя». После сотрудничала с такими изданиями, как «Юность» (16+), «Техника – молодежи» (6+), написала несколько книг для детей и сценарии экранизаций книг Аркадия Гайдара и Редьярда Киплинга, в том числе «Судьба барабанщика» (12+), мультфильма «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (6+), мульфильма «Рикки-Тикки-Тави» (6+). Она также приезжала в Пермь, приветствуя учреждение премии имени А. П. Гайдара. Вышла замуж за тренера по фигурному катанию Самсона Глязера, умерла в 1986 году в Москве.
Семейное счастье
После расставания с Лией Гайдар семь лет маялся по съемным квартирам, постоянно переезжая из города в город. То уезжал в Курскую область, где проводил время с сыном Тимуром, то возвращался на родину в Арзамас. Он был одним из первых посетителей только что основанного Дома творчества писателей в Ялте, вместе с сыном отдыхал в «Артеке», попадал в лечебницы и, несмотря на это, плодотворно работал.
В 30-е годы Аркадий Гайдар уже получил известность и любовь читателей, хотя коллеги часто критиковали его, особенно ему доставалось от многочисленных «детских писателей». В дневниках того периода можно прочитать: «В сущности, у меня есть только три пары белья, вещевой мешок, полевая сумка, полушубок, папаха – и больше ничего и никого, ни дома, ни места, ни друзей».
Одиночество прервалось, когда Гайдар познакомился с поэтессой Анной Яковлевной Трофимовой. Он переехал в ее московскую квартиру, прекрасно ладил с двумя ее дочерьми Светой и Эрой, писал им шутливые письма из своих бесконечных командировок. Но эти отношения не переросли в официальные.
Свое первое жилье Гайдар получил от Союза писателей в 1938 году – комнату в коммунальной квартире в Большом Казённом переулке. Несмотря на это, он сорвался и уехал в подмосковный Клин, снял там комнату у Доры Матвеевны Чернышёвой. Она и стала третьей женой писателя ровно через 17 лет после первого брака. По гайдаровской традиции обошлось без длинного периода ухаживаний – Аркадий сделал предложение уже через пару месяцев после знакомства.
Клинский период стал самым счастливым для писателя. Дора сумела обеспечить его быт, у него появился дом и семья. У Доры было много родственников и дочь Женя, которую Аркадий Петрович сразу же удочерил, она и не помнила, что Гайдар – не ее родной отец. Совместных детей у пары не появилось. О том, что в тот период жизнь писателя пошла в гору, можно судить по количеству созданных в Клину произведений. В те годы Аркадий Гайдар написал то, что стало классикой советской детской литературы и не утратило любовь читателей в наши дни. Здесь появились «Судьба барабанщика», «Чук и Гек» (12+), «Дым в лесу» (12+), «Комендант снежной крепости» (12+). Именно из этого дома Аркадий уходил в свой последний бой в июле 1941 года, подарив на память приемной дочери Жене сборник сказок и старое Евангелие.
Лауреаты премии имени Аркадия Гайдара
Татьяна Петровна Чернова (1929 – 2016), заслуженный работник культуры РФ, лауреат журналистского конкурса им. А. Гайдара в 1978 и 1990 годов.
Окончила историко-филологический факультет Пермского госуниверситета, в течение 55 лет работала в средствах массовой информации, в газетах «Молодая гвардия» (16+), «Звезда», «Вечерняя Пермь» (16+). Сотрудничала с Пермским телевидением. За создание нового жанра – телевизионной газеты «С объективом по родному краю» была награждена дипломом 1 степени Госкомитета по телевидению и радиовещанию.
По сценариям Черновой снято пять телевизионных фильмов, среди которых «Танцует Надя Павлова» (6+), «Из бабушкиного сундука» (6+) о пермской моде. По ее инициативе была восстановлена мемориальная доска в память об Аркадии Гайдаре и его работе в Перми.
В 2005 году журнал «Балет» (12+) наградил Чернову дипломом в номинации «Душа танца». Татьяна Петровна – автор нескольких книг о пермском балете и мемуаров «Счастливый билет» (12+). В 2018 году в честь 90-летия журналиста семьей Т. П. Черновой и общественной организацией «Пермский стиль» была учреждена премия ее имени «Лучшему автору материалов о культуре и искусстве».
Фото: семейный архив