– Андрей Аркадьевич, как возникла идея такого форума, и почему именно Пермь может стать площадкой для его проведения?
– В своем послании Федеральному Собранию Президент России в феврале 2024 года обратил внимание на то, что сложившаяся евроатлантическая структура безопасности, которая была закреплена в 1975 году заключительным актом совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, фактически приказала долго жить. На самом деле, она потерпела полный крах. При этом оказалось, что действующих реальных механизмов обеспечения безопасности на огромных евразийских пространствах до сих пор не существует.
Да, та система безопасности, которую мы знаем как ОБСЕ, охватывала не только европейскую часть Евразии. Там были государства, которые находятся очень далеко от Европы, например, Монголия, которая входит в состав ОБСЕ. Но очень многие государства туда не входят, например, Китай или Индия. Хотя, согласитесь, представить без них евразийскую безопасность и сотрудничество сегодня просто невозможно.
14 июня нынешнего года на площадке МИД России наш Президент выдвинул идею создания системы равной коллективной безопасности на всем евразийском пространстве от Тихого до Атлантического океана. И она могла бы стать хорошей основой для дальнейшего развития равноправного взаимовыгодного сотрудничества между всеми государствами, находящимися на континенте, но исключала бы те страны, которые на нем не присутствуют. Потому что мы хорошо знаем о том, что многие конфликтные зоны возникали в большой Евразии в результате деятельности правительств тех стран, которые никакого отношения к континенту не имеют.
Эти предложения были развернуто представлены мировому сообществу уже в ноябре в рамках дискуссионного клуба «Валдай». Владимир Владимирович, в частности, обратил внимание, что новая система будет выстраиваться не с чистого листа. Существуют серьезные политические институции, которые находятся на территории Большой Евразии, и их можно брать за основу в ходе создания новой структуры. Прежде всего это Союзное государство России и Беларуси. Потому что Россия, как известно, мощная страна Евразии, находящаяся в самом ее центре. А полностью находящаяся в Восточной Европе Республика Беларусь – наш стратегический партнер, с которым у Москвы есть высшая форма взаимодействия – Союзное государство, которое занимается вопросами как безопасности, так и сотрудничества.
Далее Президент упомянул такие структуры, как Евразийский экономический союз, ОДКБ, СНГ и, разумеется, Шанхайскую организацию сотрудничества. Все они работают давно, неплохо себя зарекомендовали, и надо, опираясь на них, двигаться дальше. При этом Президент РФ неоднократно подчеркнул, что данное предложение открыто для всех стран, включая даже входящие в НАТО, которые сегодня являются недружественными для России. Речь идет о том, чтобы этот проект нес необходимый сегодняшнему миру позитив, а не был бы направлен против кого-либо.
Наши недруги стараются делать вид, что они не видели и не слышали этих инициатив. Но те многочисленные встречи, которые я провел за несколько последних месяцев, говорят о том, что и в азиатской, и в европейской частях Евразии есть немало влиятельных политиков, готовых принять участие в широком общественно-политическом обсуждении данной идеи именно с целью ее поддержки и развития. Среди них, например, действующие депутаты Европарламента, представители правящих политических партий стран большой Евразии, с которыми я недавно встречался в Пномпене. Конечно, у всех них свои подходы и позиции, но они, как правило, не альтернативны предложениям нашего Президента. А, скорее, могут их дополнить.
Возник вопрос: где было бы можно провести данное обсуждение? Оказалось, что хорошие впечатления остались от проведенного в Перми в рамках нашего «Евразийского диалога» мероприятия «Диалог цивилизаций». Это запомнилось. Многие также знают Пермь как крупнейший российский город на стыке Европы и Азии. Вот и зашла речь о том, что неплохо было бы именно в Перми провести новый форум. Данное предложение поддержал губернатор Пермского края Дмитрий Махонин.
Идея получила отклик на федеральном уровне. «Единая Россия» включилась в подготовку мероприятия. Есть поддержка Ассамблеи народов Евразии, Российского фонда мира, который готов принять в этом деятельное участие. «За» выступают общества дружбы с различными странами Евразии. Есть поддержка участников международной конференции азиатских политических партий, членом бюро которой я являюсь. Она объединяет более 300 партий, многие из которых – правящие в своих странах.
Сейчас мы проводим целую серию предварительных консультаций в разных местах:и в Стамбуле, и в Минске, и в более дальнем зарубежье, включая Китай, страны ОСЕАН. К этой теме есть интерес и в Японии, и на Корейском полуострове.
На первом месте для обсуждения на форуме должны быть, конечно, вопросы безопасности. Но системы коллективной безопасности, по словам Президента, должны обеспечить равноправное и взаимовыгодное сотрудничество всех тех, кто живет и работает на этом огромном континенте.
Поэтому в рамках слушаний, скорее всего, будем рассматривать три тематические «корзины». Первая – вопросы военно-политического характера, вторая – гуманитарное сотрудничество, третья – финансово-экономическое, торговое сотрудничество.
– Какого уровня участники предполагаются на мероприятии?
– Главная задача – не участие большого количества начальников, а максимальное количество точек зрения на то, как это можно реализовать. И чтобы их представляли специалисты, лидеры общественного мнения своих стран, которые осознают, что они делают работу исторического масштаба, создают конструкцию, которая будет служить, возможно, весь XXI век.
Опыт показывает, что в такого рода мероприятиях участвует значительное число действующих политиков. В том числе занимающих государственные посты. Но самое главное – обеспечить поддержку общественности, проживающей на материке. Мы считаем историю ОБСЕ во многом завершенной. И, кто знает, может о Перми потом будут вспоминать как о новом Хельсинки, но уже для всего материка, а не одной лишь его части.
Это сделать непросто, будем проводить целую серию подготовительных мероприятий по всей большой Евразии.
Когда я выступал в октябре в Женеве в рамках межпарламентской ассамблеи, и мои коллеги-оппоненты сосредоточились на Украине и предложили специальную резолюцию, то сказал, что с ходу назову десяток конфликтов, которые могут иметь тяжкие последствия для коллективной безопасности, решения которых до сих пор, увы, не предвидится даже в отдаленном будущем. Но каждый из них чреват третьей мировой войной. Они мне ничего не ответили, однако после трехминутного размышления согласились, что таких тем много. И большинство этих конфликтных точек в Евразии. Так что, если сможем купировать их через политико-дипломатические шаги, то это будет огромное достижение.
– Какой может быть итоговый документ?
– Идеальный случай – совместная декларация, которую можно назвать, например, пермской. Но выход на нее консенсусом – процесс трудный.
Декларация – не международный договор или устав. Кстати, этот документ обязательно должен вписываться в Устав ООН.В декларации можно отметить, что мы признаем проблему евразийской коллективной безопасности важной и перспективной и поддерживаем и разделяем данные принципы с их перечислением. Но чтобы такой документ был принят, его надо начинать готовить уже сейчас. И мы этим занимаемся. Так, в ноябре на симпозиуме в Сочи договорились с представителями ряда стран Европы (среди них были, например, французы и немцы) о том, чтобы они тоже приняли участие в обсуждении. Это позволяет рассчитывать на подлинно совместное заявление, открывающее двери для дальнейшего движения, которое идет от народов большой Евразии. Надеюсь, все сказанное у нас получится.