Представитель прикамского губернатора в Совете Федерации Андрей Климов рассказал «Звезде» о малоизвестных фактах в деле образования Пермского края.
– Андрей Аркадьевич, рады приветствовать вас на страницах «Звезды». Знаю, что вас многое связывает с нашей газетой, еще в советское время вы неоднократно публиковались в ней.
– И не только. Впервые на страницах «Звезды» я появился, когда мне не исполнилось и пяти лет. Мой отец увлекался фотографией, он сделал снимок, как я пытаюсь поднять пудовую гирю, и отправил его в «Звезду». Газета его опубликовала с подписью: «Возьму да подниму!» Так я в своей жизни первый раз попал в прессу, в принципе, этот номер «Звезды» у меня сохранился в домашнем архиве. Ведь ваша газета тогда, как и сейчас, очень авторитетное издание в нашем регионе.
Для меня этот снимок еще и своеобразный девиз, с которым я иду по жизни. Даже когда препятствие кажется огромным, неподъемным, то все равно нельзя падать духом, надо пытаться его преодолеть. С тех пор мне не одну гирю приходилось поднимать – как в прямом, так и в переносном смысле. Одна из таких политических «гирь», которая очень много для меня значит в жизни, это образование Пермского края. Процесс, который активно шел в нашей территории ровно 20 лет тому назад.
– Вы сыграли одну из ключевых ролей в этом процессе, верно?
– Не стал бы выпячивать чью-либо роль. Просто я тогда оказался в нужное время и в нужном месте. Я тогда был депутатом Государственной думы России от Коми округа, который имел единственное место в Госдуме, работал в думском комитете по региональной политике. И когда начался процесс создания Пермского края, была образована рабочая группа, в которую я был включен.
Идея объединения возникла ведь не на пустом месте. В советское время Коми округ входил в состав Пермской области, и период его существования как автономии был относительно коротким. Когда я избирался депутатом от Коми-Пермяцкого автономного округа сначала в Законодательное собрание Пермского края, а потом – в Госдуму, очень многие жители автономии поднимали вопрос о необходимости вновь войти в состав тогда Пермской области.
Были и другие точки зрения. В первую очередь элиты округа выступали за самостоятельность. Тенденции по разделению субъектов и излишней автономизации были заложены в тяжелые 1990-е годы, когда тогдашний президент России Ельцин говорил: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить!» В соседней Свердловской области даже пытались создать некую Уральскую республику и нас в нее заманить, даже на нашей фабрике Гознака они напечатали собственные деньги.
Эти две точки зрения, две силы – центростремительные и центробежные – вступили в диалектическое противоречие не только в Коми округе и Пермской области, а в целом по всей в стране, на многих территориях. И никак не удавалось найти разумного баланса между ними.
После избрания Владимира Владимировича Путина президентом на первый срок в 2000 году был очень серьезно поднят вопрос, как нам в принципе быть с этой проблемой. Как разработать законодательный механизм, который позволял бы в случае нахождения нужного баланса интересов жителей региона, элитных групп запускать процессы объединения субъектов Федерации. И мы в конце 2000 года в комитете по региональной политике Госдумы начали готовить базовый федеральный закон на эту тему. Тогда в России были определены несколько территорий, которые могли бы стать пилотными для правоприменения этого закона на практике. В том числе и Прикамье.
Все понимали, что запускается исторический процесс. И президент Путин хотел направить этот процесс в такое русло, чтобы это было не разовое решение, а решение, позволяющее регулировать такого рода проблемы на длительную перспективу. Поэтому мы сразу отрабатывали два варианта возникновения новых субъектов в составе РФ.
– Какие же это варианты?
– Первый – путем объединения территорий, которые граничат друг с другом и являются субъектами Российской Федерации. Второй – путем присоединения тех территорий, которые находятся, скажем так, в ближнем зарубежье и изъявят желание войти в состав РФ. Уже тогда было понимание, что такие прецеденты могут возникнуть. И надо было, глядя в будущее, сделать один раз фундаментальное законодательное обеспечение любому варианту. Выработать алгоритм, правила игры, которые бы не менялись.
И эта задача была выполнена, причем процесс занял более полутора лет. Кстати, он очень ускорился, когда мы стали подходить к балансу интересов в двух или трех субъектах РФ. Но наиболее близко мы подошли к этому балансу именно у нас. Таким образом, совпали во времени и пространстве с одной стороны объективная необходимость такого рода решений, а с другой созрели условия в совершенно конкретной точке России, и это был Западный Урал. Так мы и вошли непосредственно в процесс подготовки объединения.
Здесь важно учесть еще вот что. Поскольку мы понимали, что будем первыми, а базовый закон носил фундаментальный характер, то нужно было все сделать максимально прозрачно и максимально гармонично, учесть все возможные интересы, дальнейшие последствия. И была использована формула, она была заложена как раз в базовый закон, о том, что те или иные территории, которые подлежат объединению, сначала должны высказать свое намерение в этот процесс войти, затем обязательно должен быть проведен референдум на каждой из территорий, и после этого создается еще один Федеральный конституционный закон, который на основании договора между объединяющимися территориями и итогов референдумов окончательно фиксирует наименование нового субъекта и его основные социально-экономические характеристики.
И тогда уже было определено, что технико-экономическое обоснование этого процесса должно давать серьезные возможности и перспективы для роста благосостояния жителей всех объединяемых территорий, и при этом не утратить особенностей, связанных с историей, национальным составом, религиозными конфессиями. Все это было учтено, и мы двинулись вперед.
– Как мы стали Пермским краем?
– Во-первых, было очень важно подчеркнуть, что объединяются два равноправных субъекта. Это означает, что сохранение названия любого из них будет воспринято как поглощение и даст возможность критикам этого процесса как внутри объединяемых территорий, так и за их пределами каким-то образом спекулировать на этом. А надо было все делать максимально сбалансированно, гармонично и прозрачно.
Во-вторых, чтобы сделать идею объединения более привлекательной, родилось предложение повысить статус территории, которая возникнет после объединения. Край по статусу выше, чем область и тем более автономный округ. В Конституции России сначала перечисляются республики, потом – края, только после этого области и автономные округа. То есть категория региона повышалась на ступеньку.
Были вопросы, почему край? Это же окраина. Но удалось убедить. Лично я приводил два аргумента, которые были услышаны и коллегами в Федеральном собрании России, и в органах исполнительной власти. Название Пермский край существовало в прошлых веках. Так иногда называли в летописях, документах того времени территорию, которую занимает нынешнее Прикамье.
И была еще одна тонкость, о которой я говорил публично. Русь превратилась в Россию за счет того, что было очень мощное движение на Восток, за Уральские горы, к Тихому океану. На момент этого превращения стартовой площадкой для данного великого исторического движения был как раз Пермский край. Потому что он тогда был у края Сибири, у края Восточного Урала, у края дороги к Тихому океану.
Это тоже было принято во внимание. Задачу убеждения упрощал тот факт, что гербом Пермской области были медведь и Евангелие – очень близкие к гербу Перми Великой, атрибутика сохранялась. Был проведен соцопрос населения, мы посмотрели реакцию, поговорили с представителями экспертного сообщества, увидели поддержку, и был взят курс на создание Пермского края путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.
И процесс пошел. Учитывая значимость происходящего, в конце октября 2003 года Пермскую область и Коми округ посетил президент Владимир Путин. Он подписал очень важный указ, который закрепил параметры социально-экономического развития Коми-Пермяцкого округа. Дальше все знают, что на основании итогов референдума и подписанного между объединяющимися субъектами договора округ получил статус особой территории в составе будущего края. И остается в этом качестве до сих пор.
Как показали прошедшие 20 лет, это решение было очень мудрым и результативным. Надо отметить, что до сих пор разработанный нами базовый закон работает. Все, что происходило после создания Пермского края в части создания новых субъектов Федерации, включая возвращение Крыма и регионов Новороссии, опиралось на базовый Федеральный конституционный закон, который был принят в период подготовки создания Пермского края, и с тех пор не претерпел существенных изменений.
Николай Апрелев
Фото: пресс-служба Совфеда РФ