80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
27.04.2025
16+
Транспорт

От картинок и разговоров - к делу. Строительство третьего моста в Перми становится реальностью

От картинок и разговоров - к делу. Строительство третьего моста в Перми становится реальностью
Будущий мост должен стать не только функциональным, но и красивым. Фото: пресс-служба министерства транспорта Пермского края
  1. Транспорт
Так получилось, что в марте появились две обнадеживающие новости по поводу долгожданных инфраструктурных объектов Прикамья. На прошлой неделе «Звезда» сообщала о выборе подрядчика для ремонта Чусовского моста, а теперь стало известно, что началось изъятие участков и объектов для строительства нового моста через Каму с подходами. Все говорит о том, что история с созданием третьего мостового перехода через Каму из плоскости несбывшихся обещаний, оживленных дискуссий и красивых картинок переходит, наконец, к стадии практической работы.

Под изъятие несколько десятков участков

Краевые власти объявили конкурс по выбору подрядчика для работы по изъятию участков и объектов недвижимости, попадающих в зону строительства третьего моста через Каму и подъездов к нему. Речь идет о 17 участках, которые находятся на Решетниковском спуске, улицах Дзержинского, Окулова, Подгорной и Петропавловской.

Подрядчику предстоит изучить распоряжения об изъятии, документацию по проекту планировки территории, провести переговоры с правообладателями изымаемой недвижимости, оценить размер компенсации, а затем подготовить проекты соглашений об изъятии. Начальная (максимальная) цена контракта – 19,1 млн рубля. Заявки на конкурс принимаются до 10 апреля, итоги торгов будут подведены 15 апреля.

Изъятие земельных участков проводится в рамках реализации всего проекта. Один из этапов начался в прошлом году с реконструкции площади Гайдара около Перми II. Участок кругового движения на площади расширяется, а затем его свяжут с дорожными объектами, ведущими к мосту. Идет переустройство инженерных коммуникаций, а затем будут проводиться строительные работы. Первый этап должен быть завершен в 2025 году, о чем на недавнем заседании краевого правительства сообщил руководитель краевого министерства транспорта Сергей Вешняков.

Выход моста на левом берегу запланирован на площадь Гайдара, а также к пересечению улиц Екатерининской, Луначарского и Плеханова. На правом берегу подходы к нему будут вести от развязки на пересечении ул. Докучаева, дороги Дружбы, ул. Спешилова и ул. Якутской.

Всего площадь зоны будущего моста – более 56 га. Преимущественно это территории, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, – более 47 га, а также участки нескольких организаций.

На правом берегу, например, под снос попадут сооружения заправочной станции и несколько незавершенных объектов строительства. Всего в проекте межевания территории, отведенной под третий мост, – 136 участков, которым предстоит стать территориями общего пользования.

Третий мост, помимо реконструкции площади Гайдара, подразумевает строительство тоннеля и двухуровневой развязки на пересечении улиц Докучаева и Якутской с дорогой Дружбы.

Долгая история

Сказать, что третий мост через Каму – долгожданный объект, значит не сказать ничего. На самом деле история проекта насчитывает уже порядка 40 лет.

Еще в 1980-х годах был разработан и получил одобрение в столице проект еще одного мостового перехода через Каму. По плану он должен был строиться с выходом на площадь Восстания. От идеи пришлось отказаться, потому что в районе, где планировалось строительство, стояли дома еще живых на тот момент участников восстания 1905 года. Беспокоить ветеранов сочли политически нецелесообразным.

Однако было понятно, что коммунальный мост рано или поздно перестанет справляться со все возрастающей нагрузкой на него. Построенный в 1967 году он был главной артерией, соединяющей расположенные на двух берегах районы города. В 2005 году был введен в эксплуатацию Красавинский мост, но полностью проблемы это не решило: к 2010-м годам ежедневный трафик через Коммунальный мост составлял порядка 40 тысяч машин, и эта цифра постоянно росла.

Коммунальному мосту исполнилось полвека, он требует капитального ремонта. Фото: Елена Майорова
Коммунальному мосту исполнилось полвека, он требует капитального ремонта. Фото: Елена Майорова

Строительство третьего моста было включено в генплан Перми 2010 года. На основании анализа транспортных потоков и перспектив развития города из примерно десятка вариантов было выбрано и место: выход на левый берег на площадь Гайдара. Аргументов за это место было много: здесь планировалась организация транспортно-пересадочного узла. Отсюда удобно добираться в любую точку города.

В 2012 году, казалось, решение было уже принято. Все знали, что в 2017 году Коммунальному мосту исполнится полвека, наступит предельный срок его эксплуа­тации и понадобится капитальный ремонт, а значит – закрытие на долгий срок. По сути, это означало транспортный коллапс, ведь еще одна переправа через КамГЭС, строго говоря, дорогой не является. Это технологический проезд, принадлежащий собственнику электростанции, и по его решению он может быть тоже в любой момент закрыт. Например, на ремонт.

В октябре 2012 года в Перми побывал председатель правительства России Дмит­рий Медведев и пообещал федеральную поддержку – финансирование половины стоимости моста. В СМИ уже начали публиковать красивый эскиз-проект будущего сооружения, но после этого, как говорится, что-то пошло не так.

Год спустя власти перестали говорить про третий мост через Каму, резко переключившись на другой проект – мост через Чусовую. И лишь в 2017 году после очередной смены губернатора тема вроде как снова ожила. Но про­изошло это довольно странно: почему-то вновь был объявлен конкурс на выбор места для моста – среди девяти вариантов. На это вновь были выделены деньги, проектировщики считали и предлагали лучшие варианты, но для чего это вообще было нужно – никто не пояснил. Зачем нужны какие-то новые расчеты, ведь в генплане 2010 обоснование места для моста было изложено предельно аргументированно? Если что с тех пор и изменилось – так только острота проблемы. В результате этого отката назад вновь было потеряно время.

Возвращение в повестку

Проект третьего моста наконец-то вновь вернулся в активную краевую повестку. Была сделана проектная документация, которая получила положительное заключение госэкспертизы.

Реализация проекта разбита на шесть этапов. Помимо самого моста, предполагается возведение ряда дорожных объектов. После реконструкции площади Гайдара и создания единой сети с ул. Строителей и тоннелем в створе ул. Вишерской начнется строительство самого мостового перехода с устройством подходов к нему на обоих берегах. Также проектом предусмотрена реконструкция транспортного узла в месте примыкания ул. Луначарского к пересечению улиц Екатерининской и Плеханова.

Судя по тому, как началась работа над проектом, намерения у краевых властей на этот раз предельно серьезные.

В Чусовом ведется капитальный ремонт путепровода через железнодорожные пути на улице Юности в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни». Подрядчик устанавливает буронабивные сваи, монтирует опоры и готовится к установке балок пролетных строений.

В минтрансе Прикамья рассказали, что капитальный ремонт объекта стартовал в декабре 2024 года, завершение работ запланировано на август 2026 года. Подрядчиком выступает АО «Уралмостострой». Проект включает в себя укрепление всех конструктивных элементов, установку новых пролетных строений, обновление дорожного покрытия и установку систем водоотведения. Дополнительно обустроят лестничные сходы, тротуары и защитные элементы, обеспечивающие безопасность движения пешеходов.

Новый путепровод будет представлять собой современную конструкцию длиной более 53 и шириной около 15 метров, рассчитанную на две полосы движения. Устройство гидроизоляции, водоотводных систем и укрепление конструкций позволят продлить срок службы сооружения и обезопасит всех участников дорожного движения.

Объект является частью автодороги Кунгур – Соликамск, он соединяет разные районы Чусового и обеспечивает беспрепятственный проезд через железнодорожные пути. Капитальный ремонт позволит модернизировать путепровод, сделать его более надежным и соответствующим современным требованиям безопасности. Кроме того, обновленный объект снизит транспортные заторы, что особенно актуально для жителей и предприятий, расположенных в этой части города.